Вокруг света 1965-03, страница 23приняла участие в одной из экспедиции отца — в снежные Анды, на берега озера Титикака. Индейцы племени аймара, быт которых интересовал доктора Виллара, подобно племени гуайяки, встретили белого человека недоверчиво. Тогда Мари-Ивонн рассказала о своей судьбе (язык аймара она изучила перед экспедицией), объяснила, что ее приемный отец — ученый и не причинит им зла. Ей поверили, и Виллар с дочерью провели долгое время среди индейцев племени аймара, собрали богатый научный материал. Этот случай определил для Мари будущее. Она решила стать этнографом. После четырех лет учебы в институте в городе Лима Мари Виллар была готова к самостоятельной работе. Конечно, она стала объектом сенсационных статей буржуазных журналистов. «Они не скупились на глупейшие выдумки, — говорит Мари Виллар. — Многие из них смотрели на меня, как на какое-то дрессированное животное!..» В последние годы Мари Виллар не только принимала участие в научных экспедициях отца, но и провела ряд самостоятельных исследований в верховьях Амазонки. Ее перу принадлежит ряд ценных этнографических статей, ее лекции всегда вызывают интерес научной общественности и специалистов. Сейчас Мари-Ивонн Виллар снова в экспедиции — в джунглях Центральной Америки. Девочка, совершившая «прыжок» чуть ли не из каменного века в век атомный, целиком посвятила свою жизнь изучению и улучшению жизни своих соплеменников. БОГАТСТВО «ТАМО РУСА» В конце XIX века среди австралийских золотоискателей распространился слух — в Новой Гвинее, в заливе Астролябии, живет русский человек. Он якобы нашел богатые залежи золота и все добытое складывает в свою хижину. Отчаянные авантюристы были настроены решительно — если русский не согласится раскрыть тайну приисков, он лишится намытого золота, а возможно, и жизни. Шхуна с искателями легкой добычи подошла к берегу Ничто не указывало на близость людей. Тишина. Вот и дом русского. На двери замок. Один из пришельцев подошел к хижине, вытащил широкий нож.. Остальные затаили дыхание — еще мгновенье, и золото в их руках. Вдруг раздвинулись кусты — и на поляну высыпали вооруженные папуасы. — Не трогай дом, — сказал один из них. Австралийцы схватились за ружья, но тут же опустили их. Сопротивляться сотне воинов было бесполезно. -Чье же жилище так охраняли жители залива Астролябии? Что находилось за запертыми дверями? Это был дом «тамо руса», знаменитого Мак-лая. Хижину выстроили, когда Миклухо-Маклай вступил на берег Новой Гвинеи. Через год в залив Астролябии случайно зашел английский корабль. Вряд ли можно было вскоре ждать другого судна, и поэтому Миклухо-Маклай решил на нем вернуться на родину. На сборы не было времени, и все свое богатство — коллекции и научные материалы — Мак лай оставил в хижине. Папуасы ждали возвращения своего друга и не только охраняли его хижину, но даже вырубали вокруг кустарники «Его хижина стоит крепко, — пели папуасы. — Загляни в нее, молодой месяц. Для людей Горенду он брат — твой сын. молодой месяц». И до тех пор, пока путешественник вновь не посетил Новую Гвинею, никто не переступил nopoi лома Маклая. Щ 3 S НА СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ В КАЮТ-КОМ-ПАНИИ: «НЕ МЫСЛЮ ЖИЗНЬ БЕЗ ПУТЕШЕСТВИЙ»,— РАССКАЗЫВАЕТ ЛАУРЕАТ ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИИ В. П. ЗЕНКОВИЧ. УЛЫБКИ ЛЕДОВОГО КОНТИНЕНТА. К т N Одна, без оружия пересекла молодая женщина зараженные малярией и кишащие крокодилами заболоченные терри тории, одна одолела дикие горы — она прошла там, где до нее не проходил ни один путешественник. Молодой австрийский этнограф Лотте Гернбек шла по следам преданий: рассказывали что на востоке острова Мадагаскар живет пропавшее без вести еше в XVIII веке племя карликов вазимба. Лотте Гернбек добралась в конце концов до деревни вазимба. Как говорит исследовательница. вазимба действительно низкорослы, но многие сведения о них, в частности слухи об их жестокости, не подтвердились. Вазимба ведут мирную жизнь — охотятся на диких свиней, выращивают болотный рис. разводят скот. Молодая путешественница намеревается вскоре снова отправиться на Мадагаскар, чтобы основатель нее изучить быт и обычаи этого племени. Уже много лет в африканских странах работают советские этнографические экспедиции, руководимые Д. А. Ольдерогге. Дмитрий Алексеевич Ольдерогге — член-корреспондент Академии наук СССР — один из создателей советской школы африканистики. Его статьи и книги — «Западный Судан в XV— XIX веках», «Искусство народов Западной Африки в музеях СССР» и дру гие — посвящены истории народов и культуры Африки.. Своими работами исследователь неопровержимо доказал, что задолго до появления европейцев в Западной Африке существовало высокоразвитое классовое общество. Недавно ученый вернулся из Республики Мали, где принимал активное участие в создании национальной письменности. Сейчас неутомимый исследователь готовится к очередной экспедиции в Западную Африку. о St. |