Вокруг света 1965-04, страница 16шштштьзт В утреннем ясном небе кружил самоле!. Под крылом проплывали деревни, пашни, перелески древней Бургундии. Профессор Гогей, страстный любитель аэрофотосъемок. снимал наиболее эффектно освешенные пейзажи. Самолет летел вдоль Бургундского канала. Вдруг... Гогей перестал верить глазам. Недалеко от города Ди-жона среди поля люцерны он увидел громадное, правильной формы кольцо. Казалось, что под землей скрывается гигашский круг — и грава, более густая и яркая, чем на всем поле, ясно обрисовывала его. Рядом были видны другие кольца, правда, не такие заметные и меньших размеров. Гогей полерял покой. Что скрывается под землей? Какое столетие или тысячелетие оставило свой след на поле люцерны? Гогей поделился своим открытием с археологами. Начались подготовительные археологические работы, возник ряд гипотез. Одни ученые предполагают, что под зелеными кругами скрываются святилища бронзового века, другие рассчитывают найти под землей остатки средневекового замка, окруженного некогда рвом, через который протекала вода. По их мнению, подземные воды продолжают циркулировать и сейчас, давая дополнительную влагу растениям. Но пока таинственные круги на поле люцерны остаются загадкой. Н ас трое. Море спокойно. Над нами вьется стайка сардин. Мы внимательно наблюдаем. Спокойствие рыбешек означает, что вблизи опасности нет. Как жаль! А ее-то нам и не хватало: давно ждем «дьявола». И вдруг словно электрический ток пробегает по стайке рыб: сверкнув зеркальными блестками, они резко метнулись в сторону. Вот он. морской дьявол! Весом в полторы тонны, с семиметровым размахом плавников-крыльев, вооруженный мощным хвостом с ядовитыми шипами на конце, этот скат вполне заслуживает такого названия. Чудовище приближается. Вог оно уже повисло над нами. На миг померк солнечный свет, пробивающийся сквозь толщу воды, рельефней стали тени. Кто за кем охотится?.. Словно огромные лопасти, шевелятся готов-ные плавники. Иногда они свертываются подобно рогу, прикрывая пасть, — «дьявол» завтракает планктоном .. Очевидно, его покой нарушил стрекот кинокамеры. Плавно взлетели в волнообразном изгибе «крылья». Скат медленно скользнул в сторону. И тут же с места срываются наши ныряльщики — вслед за уплывающим гигантом. Вижу, как вспенил воду гарпун. Через секунду темная масса рванулась из глубины на меня. Я еле успеваю отскочить. Огромные крылья на миг заслонили всю картину битвы. Еще момент — скат выше меня, и я вижу, как вода окрасилась в красный цвет. Мне удалось снять крупным планом эгу сцену: ныряльщики несутся на буксире у морского дьявола. Двадцатиметровые прочные тросы, прикрепленные к гарпунам, выдержали нагрузку. Они же позволили не только оседлать ската, но и уберечься от гибельных ударов его страшного хвоста... — Так, подвергая себя смертельной опасности, мы побелили морского дьявола, — заканчивает свой рассказ об охоте на ската в южной части Средиземного моря итальянский писатель и кинооператор Фолько Куиличи. 14 |