Вокруг света 1965-11, страница 17

Вокруг света 1965-11, страница 17

КАРИБСКОЪ №

° о. Сан-Андрее МОРЕ (Колумб)

Т WXWW

г—

V Ч1

3kbaav / —К^З^ Шшг / у — ^ * V

мангры ПЕРУ '[А

льянось Jly ^

— Вот он...

Только ящик очутился у поверхности, как из него что-то плюхнулось — с длинными остроконечными щупальцами с двойным рядом присосков. Эрнандо быстро передал мне леску, а сам схватил копье. Удар!.. Теперь медленно тянет копье обратно.

— Второе копье! — слышу взволнованный шепот.

А из ящика уже появляется сам Кракен, в точности такой, каким описал его Виктор Гюго в «Тружениках моря». Восьмирукий спрут, он же осьминог, рыба-черт. Я-то думал, что Эрнандо будет ловить кальмаров.

Змеиное гнездо щупалец, которые обвивают копье, борт лодки — все, за что только можно ухватиться. Студенистое мешковидное тело с громадными получеловеческими, полудемоническими глазами, которые все время меняют выражение. Клюв как у хищном птицы или как у попугая. В пасти за этим клювом скрываются ядовитые железы.

Мгновенно вода в ящике и вокруг него окрасилась темной жидкостью. Но, пожалуй, страшнее всего было то, что чудовище непрерывно меняло цвет. Сперва золотисто-коричневое, потом багровое, точно воспаленная рана, багровый цвет перешел в красно-бурый, его сменил болезненный сине-фиолетовый.

...Не счесть всего, что говорилось и писалось о вражде человека со змеями и акулами. Верно, и те и другие могут быть опасными, но определенные виды и в определенных условиях. Метя копьем в голову с копошащимися щупальцами и пристально смотрящими глазами, я чувствовал, что вражда моего племени со спрутом еще древнее и ненависть к нему сильнее, чем к какой-нибудь копьеголовой куфии или тигровой акуле. Она восходит к той поре, когда спруты были владыками морей, задолго до того, как наши прародители и предки членистоногих начали завоевывать сушу.

Кто ведает, может быть, племя позвоночных давно было бы истреблено головоногими, не осени наших рыбьих предков блестящая мысль переселиться в пресную воду.

Сотни миллионов лет шла борьба между двумя племенами, даже после того, как кто-то из нас превратился в праакул с ужасающими зубами или антиархов с острыми кинжалами вместо плавников. Битва не кончилась и тогда, когда наиболее предприимчивые в нашем роду стали наземными животными. Всякий раз, как какая-нибудь ветвь нашего племени снова вторгалась в море, она встречала народ спрутов, самый развитый в своем царстве. С ними сталкивались рыбоящеры и плезиозавры; сиреновые и пракиты сражались с крупнейшими их представителями Эта война продолжается и сегодня,

1 Автор имеет в виду некоторые частные этапы развития жизни на Земле. — Ред.