Вокруг света 1966-02, страница 66вом, основная версия: Шабашников либо убийца, либо соучастник. -т Твое мнение, Комаровский? — спрашивает шеф. Капитан смущенно кашляет в рукав: — Правильно доложено. Но Шабашников!.. Очень сомнительно: человек никогда не ценил деньги, сам раздавал — и вдруг... Верный своей дипломатической манере, Комаровский не вступает в открытый спор. Стоит ли перечить товарищу из «центра»? Ведь он приехал помочь. Но я чувствую, капитан остается при своем мнении. — Что ж, Паша, логика, даже формальная, штука полезная, — говорит Комолов. — Но у версии, которую ты предлагаешь, несколько неувязок — из-за поспешности они отметены тобой. Первое противоречие. Убийца нанес удар, едва лишь Осеев приоткрыл дверь. Зачем Шабашникову, пользовавшемуся доверием инженера, так спешить? Похоже, преступник опасался, что Осеев, увидев, кто стоит на пороге, тотчас захлопнет дверь. Если так, то Осеев либо вовсе не знал его, либо знал как человека, которого надо бояться. Второе. Преступнику были нужны деньги. Очевидно, он знал, что они хранятся в письменном столе — кроме стола, ничего в комнате не тронуто. Но деньги лежали в первом же ящике, на виду. Отчего все ящики перевернуты, а бумаги разбросаны? Более того, следы, оставленные на бумагах, говорят, что убийца интересовался всем содержимым стола уже после того, как были найдены деньги. Что он искал? Может быть, не только деньги. Третье. Если Шабашников — преступник или соучастник, опасающийся разоблачения, что мешало ему получше запрятать деньги? Убийца, проявивший ловкость и сноровку, на редкость неумело распорядился похищенным. Четвертое: следы на полу. Преступник позаботился о перчатках, а вот то, что грязные сапоги оставят четкие отпечатки, не учел. Как ты все это объясняешь, Паша? — Ну... ведь он был в состоянии опьянения, Николай Семенович! Отсюда странные промахи. — А не похоже, что удар нанесен пьяным человеком, Паша! Тебе не кажется? Я бы предположил, что в доме инженера побывал матерый зверь... Он не вышмыгнул из двери, сторонясь трупа, как можно было ожидать от грабителя, пошедшего на «мокрое дело». Он спокойно нанес второй удар. Это хищник. Беспощадный, жестокий, хладнокровный. Таков ли Шабашников? Логика логикой, но есть еще психология. Тут надо подумать. Я молчу. Крыть нечем. Слишком увлекла меня перспектива быстрого и легкого раскрытия преступления. Салага, неофит. — Не спеши, Паша. — Комолов кладет мне на плечо тяжелую ладонь. — Мы только начинаем следствие. И я могу ошибаться. И ты. Но наши ошибки не должны выходить из этой комнаты, чтобы не наделать зла. Презумпция невиновности. Это не просто термин, это существо и стиль нашей работы. Если ты не доказал на все сто процентов, что человек совершил преступление, ты не имеешь права считать его виновным. Холодный ветер врывается в комнату. Комолов жадно дышит, 64 его бледное, слегка оплывшее лицо искажено гримасой боли. — Прилягте, Николай Семенович. — Сделаем так, — продолжает майор. — За Ша-башниковым пока посмотрит Комаровский. А ты, Паша... поработай над версиями. Если не Шабашников, то кто? Видимо, тот, кто мог украсть нож и подбросить деньги, чтобы навести на ложный след. Может быть, не так уж нужны были ему деньги, если он отказался от половины суммы ради собственной безопасности? Звонит телефон. Я сразу узнаю голос. — Павел? Это Лена Самарина. Ты еще помнишь? Отец сказал, что ты здесь такой сверхзанятый, почти секретный! А видеться с женщинами тебе разрешают? «Женщина, — отмечаю я про себя. — Господи, я помню ее совсем цыпленком». — Что там еще? — спрашивает майор. — По личному делу, Николай Семенович, — отвечаю я, прикрыв ладонью трубку. — Знакомая... по школе. Не вовремя позвонила Ленка. Но Комолов смеется: — Ну так что ж смущаешься? Иди, ты свободен. Все еще сыплет дождь, и мы с Ленкой договариваемся встретиться в ресторане. Единственный ресторан Колодина находится как раз под нами на втором этаже гостиницы. В ресторане шумно. Компания 'геологов празднует окончание полевого сезона. Бородатые парни в ковбойках и вельветовых куртках, рыцари тайги... Дев- " чонки в грубых свитерах, счастливые, с сияющими влажными глазами. Наверно, человек моей профессии выглядит рядом с этими парнями страшным анахронизмом. Нож из уборной, похищенные деньги, старые сапоги, оставляющие следы на полу... Жестокость, алчность, алкогольный психоз. Варварство, заглянувшее в наш век из далекого прошлого. А кто-то ходит по тайге. Ищет ванадий. Спутники запускает. Строит батискафы. — Венька, ты ешь третий бифштекс. — Я недобрал за сезон сто одиннадцать бифштексов. Рисунки В. КОВЕНАЦКОГО и В. НЕМУХИНА |