Вокруг света 1966-03, страница 5

Вокруг света 1966-03, страница 5

TERRA INCOGNITA

Следы, как строчка у плохой швеи, кружили вокруг торосов и сугробов. Иногда песец останавливался у лунок-продыхов, грустно глядел в голубоватый мрак полярных озер. Опасаясь сёрди-того медведя, песец все же иногда лакомился у лунок тем, что оставалось от обильного стола арктического хозяина.

Но на этот раз медведя не было. Песец напрасно оглядывал белые снежные дали и голодный бежал и бежал к океану, обнюхивая однообразно пресные

Е. ФЕДОРОВСКИЙ, наш спец. корр.

СЕВЕРНО

сугробы, ледяные глыбы и черные, из плиточного песчаника камни.

А по его следам, фыркая и повизгивая, неслась упряжка. Собаки, чуя далекого дикого родственника, тянули санки легко, азартно, будто влились в них новые силы и не было двухлетней каторжной работы, от которой падали даже самые крепкие псы.

И двое людей бежали за нартами на лыжах.

Перед взором закутанных в меха лыжников лежала опостылевшая в своем однообразии равнина с лысыми и покатыми холмами. Эти холмы уходили за горизонт, сливаясь с бесцветным небом. Сквозь него просвечивало равнодушно-холодное оловянное солнце.

Но люди считали, что конец их дороги близок. Они ожидали увидеть берег огромной, ранее неизвестной земли.

Холмы кончились. Показался океан. Там, на берегу, стояли одинокий столбик и каменная пирамидка. Столбик и пирамидка, сооруженные человеческими руками. Лыжники изо всех сил налегли на палки, как перед финишем.

...Они сняли обледеневшие рукавицы. Руки нежно гладили почерневший от старости, изглоданный медведями столбик. Его поставили русские моряки, первооткрыватели, ознаменовавшие начало столетия крупнейшим географическим открытием. На столби

ке сохранилась надпись: «1913 г. 29 августа... СЛО». Но память дочитала недостающие буквы: «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана». Так называлась экспедиция, которая на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач» искала северную морскую дорогу.

Рядом с этим столбиком полярники подняли советский флаг. Земля, впервые встреченная русскими моряками, была исследована...

Тогда, в 1913 году, в приказе начальника экспедиции Вилькицкого по поводу нечаянно встреченной земли говорилось: «При исполнении приказания начальника Главного гидрографического управления пройти после работ на запад, в поисках Великого Северного пути из Тихого океана в Атлантический... нам удалось достигнуть мест, где еще не бывал человек, и открыть земли, о которых никто и не думал...»

Но эти земли еще долго оставались загадкой. Был известен только клочок восточного берега... Берега... Берега чего? Острова, архипелага, материка? Может быть, огромной страны со своим особенным растительным и животным., миром? Своеобразной Плутонии? Географическая загадка планеты не давала покоя итальянскому генералу Нобиле и норвежцу Амундсену, американцу Бартлетту и немцу Эккене-ру. На судах, самолетах, на дирижабле они пытались добраться до неведомой земли.

В августе 1930 года ледокол «Седов» высадил Николая Урванцева вместе с Георгием Ушаковым, охотником Сергеем Журавлевым и радистом Васей Ходовым на одном из небольших островков, близких к западным берегам Северной Земли. Дальше ледокол не мог пройти из-за тяжелых льдов. Начальник Арктического института Отто Юльевич Шмидт на прощанье говорил Ушакову:

— Вам вверяется нечто совершенно неизвестное. Кот в мешке. Может быть, вы получаете территорию целого европейского государства, мс/жет быть, и совсем незначительный клочок суши. Найти Северную Землю, исследовать ее и в случае необходимости своими силами выбраться — вот что вы должны выполнить с честью.

История арктических путешествий знала много примеров человеческого упорства и стойкости. Но даже и в этой насыщенной подвигами летописи мало найдется подобного.

Нечто совершенно неизвестное нужно было сделать известным, точно измеренным и выверенным. На белом листе ватмана были нанесены лишь условные линии меридианов и параллелей. На них требовалось нанести реально существующие острова, заливы, проливы, вершины гор и долины неизвестной земли. Горстка советских людей прошла более трех тысяч километров по каменистой тверди и морскому льду. Полярники открыли архипелаг в 38 тысяч квадратных километров, превосходящий по площади такие государства, как Бельгия и Голландия.

Все испытали они. Все, что могло бы в любое мгновение оборвать столь хрупкую, столь не защищенную в этих широтах жизнь.

Полярники не были новичками в Арктике. Они видели и обиженные природой Таймыр и Чукотку, и плачущую туманами Новую Землю, и метельный остров Врангеля, и Землю Франца-Иосифа с ее