Вокруг света 1966-03, страница 50СИВУЧ АТАКУЕТ СУДНО Эта история приключилась с научно-исследовательским судном «Аметист» летом 1965 года в Охотском море. В один из вечеров, когда траулер, выставив на ночь сети, лег в дрейф, возле него появился сивуч — близкий родственник всем известных морских львов, но значительно крупнее их. Казалось бы, ничего особенного и тем более неожиданного подобная встреча не предвещала. Ведь сивучей нередко случается видеть около рыболовецких судов. Часто они беззастенчиво грабят рыбаков, поедая рыбу из сетей и тралов. Моряки и рыбаки-дальневосточни-ки свыклись с такими «визитерами» и почти не обращают внимания на проказливых животных. Наш сивуч, сердито фыркая, настойчиво продолжал кружить вокруг траулера. С наступлением темноты он приблизился к судну почти вплотную. Такое поведение животного заинтриговало команду: включили палубное освещение и осветили сивуча прожектором. Вскоре он куда-то удалился. Некоторое время еще потолковав об этом небольшом происшествии, мы разошлись. Было 12 часов ночи... ...Неожиданно около двух часов вахтенный штурман передал по судовой трансляции, что сивуч делает попытки протаранить борт корабля. В первое мгновение это сообщение вызвало среди бодрствующей части экипажа веселое оживление. Я выбежал на палубу. Оглушительно ревя, зверь с разгону бил грудью в борт траулера. Видно было, что это довольно крупный сивуч — никак не Петом 1957 года мы с женой отдыхали под Москвой в нескольких километрах от Голицына. Был жаркий день, и мы сидели на берегу крохотной речушки у подножия большого песчаного обрыва. Неожиданно моя жена вытащила из песка какой-то странный комок, напоминавший камень. Она попыталась разломить его и обнаружила внутри бронзовую фигурку Будды. Осторожно и тщательно вычистив ее, мы увидели великолепный образец старинной чеканки по бронзе. Как попала эта статуэтка Буд- меньше тонны, а может, и больше. Удары следовали с небольшими интервалами. Впечатление было такое, словно корабль вдруг попал в поле льда. Кое-кто из матросов, решив, что зверь голоден, пытался рыбой умиротворить распоясавшегося «драчуна». Не тут-то было: сивуч продолжал «штурмовать» борт. Внезапно, приподняв из воды свое тело, он зацепился передними ластами за фальшборт (высота надводного борта траулера полтора метра), подтянулся на них, и часть туловища его оказалась на судне. Висящий на борту сивуч с ревом вертел во все стороны усатой головой, а мы с интересом ждали, что предпримет он дальше. Ведь сивучи умудряются залезать на почти отвесные скалы. Кое-кто приготовил даже багор для отражения «абордажника», если он очутится на палубе. Но тут сивуч, отказавшись от попыток взобраться на судно, энергично оттолкнулся, с шумом плюхнулся в воду и через несколько минут исчез. Больше он не возвращался. Чем объяснить столь странное поведение этого обычно миролюбивого, даже трусливого животного? Наиболее правдоподобно, пожалуй, следующее объяснение: по-видимому, мы встретились с отвергнутым и изгнанным стадом сивучей бродягой-самцом. Как неприкаянные, бродят эти одиночки по морям и долам, и горе тому, кто повстречает их с глазу на глаз. Л. НИКОЛАЕВ, младший научный сотрудник Камчатского отделения ТИНРО ды сюда? Кто и когда привез ее? Сколько лет или, может быть, столетий пролежала она в подмосковной земле? Интересно, что год тому назад на этом же самом месте наши друзья нашли скульптуру Будды несколько большего размера. Поэтому наша, уже вторая, находка выглядела особенно загадочно. И мы попытались как-то осмыслить ее. Деревня, где мы нашли статуэтку Будды, называется Ямщина. Возможно, это название происходит от слова «яма» — постоялого двора, когда-то находившегося здесь или поблизости. Действительно, от деревни до старой Можайской дороги всего около трех километров. Не исключена также возможность, что через деревню проходила старая дорога из Москвы на Звенигород. В четырех-пя-ти километрах от Ямщины находятся остатки пригородной усадьбы Бориса Годунова со знаменитой церковью в Больших Вяземах. Может быть, статуэтки были потеряны каким-нибудь странствующим купцом, остановившимся на постоялом дворе в одном перегоне от Москвы, или были украдены у него и спрятаны в укромном месте? А может быть, они принадлежали далеким восточным послам и были предназначены в подарок русскому царю вместе с другими вещами? История маленькой скульптурки не кончилась на том, что мы освободили ее от «плена». Несколько лет спустя она опять отправилась в путешествие, в те места, откуда была когда-то привезена. Мы уезжали работать в Бирму и, конечно, взяли с собой нашу удивительную находку. Мне неоднократно приходилось встречаться в Рангуне с директором Археологического управления Бирмы, видным бирманским археологом У Аун Зо, и по моей просьбе он поручил одному из своих сотрудников, хранителю коллекций Археологического управления, знатоку древней буддийской иконографии, У Тан Све, сделать иконографический анализ скульптуры. Результаты анализа оказались чрезвычайно интересными. На основании изучения особенностей лотосового трона, на котором сидит Будда, его позы, прически, характера одежды и орнаментов У Тан Све пришел к выводу, что скульптура была сделана около XII века. В трактовке головы, прически и лотосового трона У Тан Све находит явные следы влияния индийской художественной школы Гандхара, отчасти связанной с традициями античного искусства. Восемь веков и семь тысяч километров лежат между временем и местом создания этой скульптурки и ее находки. Появление ее под Москвой, возможно, простая случайность, а может быть, свидетельство древних торговых и культурных связей нашей страны. С ОЖЕГОВ, заслуженный деятель искусств УзССР, кандидат архитектуры НАХОДКА В ЯМЩИНЕ ЧИТАТЕЛЬ СООБЩАЕТ ф ЧИТАТЕЛЬ СООБЩАЕТ # ЧИТАТЕЛЬ СООБЩАЕТ ф ЧИТАТЕЛЬ СООБЩАЕТ |