Вокруг света 1966-07, страница 34

Вокруг света 1966-07, страница 34

Терракотовая статуэтка Афродиты. Некрополь Ken, II век до нашей эры.

Каменная надгробная плита. Некрополь Ken, II век до нашей эры.

дары своей покровительнице — Афродите, «богине строгой и всевластной».

Одновременно с раскопками города ученые экспедиции исследовали некрополь — городское кладбище Кеп. 26 июля 1963 года началась расчистка земляного склепа, который на плане был помечен номером 245...

* * *

Земляные склепы, почти всегда содержащие много интересных, красивых и ценных вещей, принадлежали богатым и знатным семьям, которые погребали своих родственников с особой пышностью.

Все выше и выше поднимались стенки раскопа... Метр... Два-Три... До пола погребальной камеры оставалось еще полметра, как вдруг лопата одного из рабочих коснулась какого-то твердого предмета. В ход пошли нож и кисточка. Вскоре стало ясно, что это не обломок пористого известняка, которым был заложен вход в склеп, а кусок мрамора. Все большая и большая поверхность камня открывается лучам солнца — и вдруг показались рельефные волнистые линии. Мраморные волосы! Скульптура!

...Только археолог может понять, что стоит в этот момент отложить кисть и нож, и, вместо того чтобы как можно скорей узнать, что же лежит перед тобой, начать фиксацию находки: делать снимки, замеры, описания в полевом дневнике, отметки на плане...

Но вот очищена земля — и наступает момент, когда мраморную голову, лежащую лицом вниз, можно поднять, заглянуть в ее глаза... Лучи солнца словно -вырвали из тысячелетней темноты прекрасное женское лицо, гордое и нежное. Резкие тени придавали лицу выражение величественного спокойствия и торжественности. Это была одна из тех находок, о которой мечтают все — и впервые взявшие в руки заступ археолога и просеявшие сквозь свои пальцы не один кубометр земли. Долго и молча любовались археологи своей находкой.

Но солнце уже клонилось к закату, и надо было до сумерек закончить полную очистку склепа. Археологи приступили к исследованию слоя земли, отделявшего их от пола склепа. Находок было много, но все они лежали в страшном беспорядке, мно

гие из них были раздавлены, разбиты — ученых и на сей раз опередили грабители. Два тысячелетия назад они ночью, тайно, презрев проклятие богов и законы смертных, проникли в склеп. Страх быть застигнутыми подгонял грабителей, и они в спешке хватали только то, что могли заметить в темноте подземелья при слабом мерцании лучин — украшения с драгоценными камнями, золотые и серебряные блюда и чаши. Гибли сосуды из глины, мелкими осколками рассыпались вазы из тончайшего стекла. Грабители давили дорогие деревянные шкатулки. Их жадные пальцы раздирали дорогие ткани, срывая нашитые золотые бляшки... Лишь немногие предметы, поставленные в склеп, дождались бережных рук археологов. Время от времени из-под ножа или кисти показывались нераздавленные терракотовые статуэтки, бусы, бронзовые поделки. В одном углу склепа стояла не тронутая грабителями полуистлевшая деревянная шкатулка, в которой лежали стеклянное блюдо, мисочка и двенадцать миниатюрных сосудов для хранения благовоний.

Расчистка склепа и фиксация всех находок требовали неустанного внимания, но мысли все время возвращались к мраморной голове. Когда она была сделана? Каким мастером? Как попала в склеп?

Приемы обработки мрамора, особенности изображения глаз говорили, что найден греческий оригинал, изваянный не позднее второго века до нашей эры. Скульптура оказалась очень схожей с работами скульпторов крупного малоазийского города Пергама, которые создали замечательное и своеобразное направление в древнегреческой скульптуре, развив традиции гениального ваятеля античности Скопаса. Произведения пергам-ских мастеров охотно приобретались боспорскими царями, которым импонировали созданные скульптурами образы волевых, энергичных правителей мало-азийских государств. Этим и объясняется, что в Северном Причерноморье и раньше находили скульптуры, вывезенные из Пергама. Но на территории Тамани эта находка была первой

Голова явно принадлежала когда-то статуе Афродиты, которую особо почитали греческие колонисты Таманского полуострова. Но каким образом голова богини по-