Вокруг света 1966-08, страница 21сейчас я просто ненавижу Винески. — Не нужно. Ты подметал волосы с половиц его цирюльни. Теперь ты затачиваешь карандаши для нестриженого романиста. Мистер Винески? У него ни жены, ни семьи, только его работа. Бездетному человеку, знает он об этом или нет, нужен еще кто-то. А тебя, Дуг, отнесло от него прочь. — Я... — И я запнулся, и глаза мои вдруг стали плохо видеть. — Завтра я вымою окна парикмахерской и протру красно-белый шест. Дедушка медленно кивнул. — Я знаю, ты это сделаешь, сынок. Ты сделаешь. Ночью я не мог уснуть. Городские часы пробили двенадцать, потом час, потом два и, наконец, три. Тут я услышал тихий плач и вышел в коридор. — Мистер Диккенс? Я тронул дверь. Она была не заперта. — Мистер Диккенс? — Я отважился отворить дверь. Он лежал, освещенный луной, слезы струятся из глаз, глаза устремлены на потолок, лежал неподвижно. — Мистер Диккенс? — Здесь таких нет, — сказал он. Его голова покачалась из стороны в сторону. — Нет таких в этой комнате, в этой кровати, в этом мире. — Вы, — сказал я. — Вы — Чарли Диккенс. — Пора бы тебе сообразить, — отвечал он почти спокойным, только чуть прерывающимся голосом, — уже три часа утра. — Я знаю одно, — сказал я. — Каждый день я видел, как вы писали. Каждую ночь я слышал, как вы говорили. — Верно, верно. — И вы заканчиваете одну книгу, потом начинаете другую, и у вас каллиграфический почерк. — Так и есть. — Он кивнул. — Да-да, так и есть. — Ну! — Я ходил около его кровати. — Так зачем вам каяться и сокрушаться, вам, всемирно известному писателю? — Ты знаешь, и я знаю, что я мистер Никто из Ниоткуда, на пути к Вечности, с потухшим фонарем и без единой свечи. — К черту! — сказал я и пошел к двери. Меня разозлило, что он выходит из игры. Он испортил чудесное лето. — Спокойной ночи! — Я стукнул дверной ручкой. — Постой! В этом ужасном тихом крике было столько тоски, почти боли, что я опустил руку, но оборачиваться не стал. — Малыш, — сказал старик, лежащий на кровати. — Ну? — ворчливо отозвался я. — Не будем горячиться. Сядь. Я медленно сел на хлипкий стул возле тумбочки. — Поговори со мной, Малыш. — Господи, в три часа... — Утра, вот именно. Отвратительнейшее время суток. Закат далеко позади, до восхода десять тысяч миль. В такую пору человек нуждается в друзьях. Дружище Малыш, поговори со мной, спроси меня о чем-нибудь. — О чем вас спросить? — По-моему, ты знаешь. Я подумал, вздохнул. — Ну ладно. Кто вы? Минуту он очень тихо лежал на своей кровати, потом незримым длинным кончиком носа нащупал на потолке нужные слова и сказал: — Я человек, который не дорос до своей мечты. — Что это значит? — Это значит, Дуг, что я, когда был молод, кроил себе платье не по плечу. Я так и не дорос до лучшего костюма, который висел в моем чулане. Я не стал тем, кем хотел стать. Теперь я тоже был спокоен и сказал: — А кем вы мечтали стать? — Писателем. — Вы аробовали? — спросил я. — Пробовал?! — воскликнул он и едва не разразился неуместным диким смехом. — Пробовал... — Он взял себя в руки. — Пресвятая богородица, сын мой, да ты бы видел, сколько было потрачено чернил и пота! Я израсходовал тонны чернил, исписал гору бумаги, разбил вдребезги шесть дюжин пишущих машин, изгрыз и сточил десять тысяч мягких карандашей «Тикон-дерога». — Ух ты! — Вот именно: «Ух ты!» — А что вы писали? — Чего я не писал! Поэмы. Эссе. Трагедии. Фарсы. Рассказы. Романы. Тысяча слов в день, ежедневно, тридцать лет подряд — не было дня, чтобы я не писал и не насиловал бумагу. Миллионы слов переходили с кончика моего пера на бумагу, а с бумаги в пузатую печку. — Вы все сжигали! — А что оставалось делать,. Дуг? Оклеивать стены? Латать кальсоны? — Этого не могло быть! — Не могло, да было. Не «так себе», не «ничего, сойдет». А" попросту кошке под хвост. Друзья знали это, редакторы знали это, учителя знали это, издатели знали это; и в один необычный прекрасный день, около четырех часов дня, когда мне исполнилось пятьдесят, даже я увидел это. — Но нельзя писать тридцать лет и не... — Достичь совершенства? Нащупать струну? Смотри пристально, Дуг, смотри долго — ты видишь человека с необычным талантом, поразительным даром,, единственного в веках человека, который вывел на бумаге пять миллионов слов, не создав ни одного способного встать на свои хрупкие ноги и воскликнуть: «Эврика! Сделано!» — Вы не напечатали ни одного рассказа? — Даже шутки в две строки. Даже паршивого газетного стишка. Даже объявления: «Ищу...» Удивительно, правда? Быть до того необычайно скучным, до того бесповоротно бездарным, что от твоих слов ни смешка, ни слезинки, ни возмущения, ни гнева. Поистине искренне ваш — редкий экземпляр. Я воздвиг памятник ничтожеству на зыбучих песках. И знаешь, что я сделал в тот день, когда открыл, что из меня никогда не выйдет писатель? Я убил себя самого. — Убили? — Во всяком случае, писаку, который жил во мне. Взял все с собой в долгое железнодорож ное путешествие, сел на открытой площадке последнего вагона для курящих, и полетели мои рукописи, как испуганные птицы. Я рассыпал роман по Небраске, мои поэмы в духе Гомера раскидал по Северной Дакоте, любовными сонетами усеял Южную Дакоту. Я оставил свои эссе в комнате для мужчин гостиницы «Гарвей» в Клир-Спрингс, штат Айдахо. Поля и нивы знают мою прозу. Великолепное удобрение; наверно, после меня там пошли небывалые урожаи кукурузы. В этом долгом летнем путешествии я вез с собой два чемодана моей собственной души и воздавал должное своему никудышному «я». Когда я достиг далекой конечной станции, чемоданы были пусты; было много выпито, мало съедено, пролита толи 19
|