Вокруг света 1966-09, страница 78

Вокруг света 1966-09, страница 78

наплывом, крупным планом и в интересном ракурсе. А ведь буква пьно каждый кедр фильма Якопетти претендует на правду (материал отснят на пленку, значит — факт!). Существуют белые и черные — факт. Белые — это хорошие, отзывчивые люди, это порядок, цивилизация, зубные щетки и вертолеты — факт, отснятый на пленке. Черные — это плохие, злые люди, это беспорядок, дикость, гнилые зубы и побоища между племенами. На пленке видели? Значит, тоже факт. Значит, правда! Хорошие белые колонизаторы хотели, чтобы африканцы жили так же, как они, но «дикари» не поняли бескорыстной души колонизаторов и, не дав им даже крикнуть «Прощай, Африка!», дали пинка. Все это нужно Якопетти, чтобы сделать «неизбежный» вывод: «Африканцы не созрели для независимости. Не надо было им ее предоставлять».

Якопетти отснял за три года 160 километров пленки. Отснять отснял, но Африку, трудовую, борющуюся за цивилизацию, против «цивилизации», так и не захотел увидеть.

Зато зрители и честные критики сразу же разобрались в симпатиях и пристрастиях самого Якопетти. К примеру, журнал «А-Би-Чи» писал: «Скажем прямо: Италию, которая стоит за фильмом «Прощай, Африка!», — хуже представить нельзя. Это та самая Италия, которая применяла отравляющие газы в Эфиопии, Италия циничная и глупая, признающая только культ садизма, насилия и подлости. Италия, для которой фильмы о Джеймсе Бонде — образец настоящего искусства».

Подключилось к обсуждению фильма и телевидение.

«Это гнусный расистский фильм, — сказал во время дис

куссии на студии Алессандро Таланте Гарроне. — Он не делает чести ни нашей кинематографии, ни нашей культуре. Фильм — отвратительная фальсификация».

Страстно обвиняли киноложь и обучающиеся в Италии африканские студенты. Обвинение их было тем более серьезным и объективным, что они защищали правду, которую они знают, правду их собственной жизни.

«Нужно отдать должное режиссеру: в фильме чудесные пейзажи и сказочные закаты. Видно, что автор любит природу. Но видно также и то, что он яростно и исступленно ненавидит людей», — так сказал африканский студент, обучающийся в Италии киномастерству.

«Чуть не в каждом кадре, снятом Якопетти, — говорил Альбе-рино Ньяро с Берега Слоновой Кости, — льется людская кровь. Весь фильм — это море крови. И все для того, чтобы убедить зрителей в жестокости африканцев. Да, кровь лилась! Кровь африканцев, поднявшихся на борьбу против колониализма».

Рафаэль Каруджи (Кения): «Символично заглавие фильма — «Прощай, Африка!». Но «прощай» вынуждены были сказать лишь колониалисты; для людей честных, готовых с ней сотрудничать, Африка открыта».

Заочное участие в дискуссии о фильме «Прощай, Африка!» принял и известный читателям

«Ьо:сруг света» ученый, писатель, кинорежиссер и путешественник Фолько Куиличи. Занятый очередной работой в Африке, Куиличи прислал на родину телеграмму следующего содержания: « «Многое хотел бы я высказать по поводу этого постыдного, откровенно расистского фильма. Будучи ограничен размерами телеграммы, я присоединяюсь к тем гневным комментариям, которые повсюду вызвал этот оскорбительный для человеческого достоинства фильм».

Как бы подводя итоги всех дискуссий, известный итальянский кинокритик, коммунист Мино Арджентьери писал: «Основные положения Якопетти, несомненно, пришлись бы по вкусу Геббельсу. Этот режиссер утверждает, что несчастья многих африканских стран начались в тот день, когда колониальные державы были вынуждены предоставить им независимость, что человек — самое страшное животное Черного континента».

Главная мысль фильма — противопоставление сказочной флоры и фауны Африки разрушительной и жестокой деятельности человека, противопоставление «неполноценной» расы африканцев белым цивилизаторам из Европы и Америки, — все это явно взято напрокат из идеологического багажа фашизма. Якопетти откровенно любуется белыми наемниками Чомбе, чьи методы ничем не отличались от методов солдат вермахта.

Нельзя, конечно, полагать, что Якопетти и его коллеги — этакие одиозные фигуры, в одиночку пытающиеся протащить пещерные идеи колониализма. Конечно, и у них есть сторонники: и те, кто с помощью политики и денег пытается восстановить старые порядки, и те, кто аплодирует им, сидя у себя дома.

Но не эти единомышленники Якопетти определяют мнение итальянской общественности Оно решительно и недвусмысленно требует, чтобы расистский фильм, позорящий Италию, был снят с экрана.

Статья «Теперь стреляйте!» была уже в наборе, когда в редакцию поступили новые сведения о судьбе фильма Якопетти. На недавно закончившемся международном кинофестивале в Таормина (Сицилия) расистскому фильму «Прощай, Африка!» был вручен главный поиз «Давид ди Донателло». Такое решение жюри явилось открытым вызовом мнению итальянской общественности. Возмущение было столь велико, что министр туризма и зрелищ Италии Акиле Корона вынужден был публично отказаться от церемонии вручения премии, заявив, что фильм «находится в полном контрасте с основными направлениями внутренней и внешней политики Италии, не говоря уж о моих личных убеждениях». Вслед за «тнм заявлением руководство италь««с^ого телевидения отменило показ церемонии награждения, заранее объявленный по Евровидению.

75