Вокруг света 1966-10, страница 26кофейных плантаций. В Нилгири хлынул поток английских дельцов. Пришельцы не утруждали себя никакими платежами. Они просто выгоняли тода и разбивали на их землях плантации. Однако заправилы Ост-Индской компании решили оправдать этот грабеж юридически. И целая армия чиновников заскрипела перьями, стараясь доказать, что тода никаких прав на землю не имеют. Когда совершался очередной акт несправедливости, изумленные и растерянные тода получали в ответ на все свои вопросы: «По распоряжению Ост-Инд-ской компании». В их воображении Ост-Индская компания представала в образе злой, жадной и несправедливой женщины. Они называли ее «миссис Ост-Индская компания». А «миссис» вырывала из-под ног племени тысячи акров земли. Священные долины перепахивались под чайные плантации, на местах вырубленных священных рощ сажали кофе, вместо снесенных храмов возникали «бунгало», хозяева которых играли в гольф на площадках, где раньше паслись буйволы тода. Армейский гарнизон разместился около Утакаман-да. Одуревшие от безделья и скуки английские солдаты силой уволакивали женщин тода. Племя почти поголовно оказалось заражено сифилисом. Все меньше становилось детей в поселках — сифилис делал женщин бесплодными. А потом «цивилизация» щедрой рукой швырнула тода бутылки с цветными этикетками. Некогда многочисленное племя, имевшее «все необходимое в изобилии», по выражению португальцев, стало вымирать от недоедания, болезней, алкоголя. И вот результаты — цифры численности племени. В 1603 году Жакоме Финичио насчитал 1000 тода. В 1949 году их было 484. «Миссис Ост-Индская компания» поработала на славу. Только независимость, полученная Индией, спасла тода от вымирания. Были приняты экстренные меры по лечению племени от сифилиса. У тода появилось потомство. Сейчас в племени, согласно переписи 1961 года, насчитывается 840 человек. И тем более удивительно, что это маленькое умиравшее племя сумело среди нищеты, бед и невзгод сохранить чистоту своих племенных обычаев и традиций, свой особый характер и свою племенную организацию. Высокогорные пастухи Рядом со священной рощей у обочины дороги паслось стадо буйволов. Они были великолепны — крупные, покрытые сероватой шерстью, с длинными, круто загнутыми рогами. — Машк, Машк! — позвал Му-тикен. Одна из буйволиц повернулась и направилась к нам. — Мутикен, — спросила я тода, — это стадо ведь не из твоего манда? Откуда же ты знаешь имена этих буйволов? — Каждый тода знает имена буйволов своего племени. Буйволы — основной источник существования племени тода. Вместе с буйволами тода кочуют по горам Нилгири, переходя от пастбища к пастбищу. Еще лет сто тому назад буйволы являлись общей собственностью племени. И только в последние десятилетия появилась индивидуальная собственность на буйволов. Это произошло в значительной степени под влиянием отношений с внешним миром. Как правило, владельцем стада является старший в роде или семье. После его смерти буйволы делятся поровну между сыновьями. Женщины права собственности не имеют. Но существует категория буйволов или, вернее, буйволиц, которые до сих пор находятся в общем владении рода или селения. Это священные буйволицы — неотъемлемая часть примитивной религии тода. Есть у тода священные фермы, условно их можно назвать храмами. При каждом таком храме-ферме есть стадо священных буйволиц. У тода нет особой жреческой касты, и поэтому жрецом может стать любой мужчина, но, как правило, наиболее опытный в уходе за буйволами. Внутри храма нет никаких идолов или изображений богов. Там стоят только сосуды для молока и колокол, который обычно привязывают на шею жертвенному буйволу. В храм, кроме жреца, войти никто не может. У тода есть свои боги. Но они мало чем отличаются от людей племени. Боги живут так же, как и люди. Едят, смотрят за буйволами, любят, имеют детей, спят и проказничают. Наиболее почитаема богиня Текерзши, которая создала первых тода и буйволов. Лужа, из которой вышла первая буйволица и первый тода, держась за ее хвост, еще и до сих пор существует по соседству с Тарнадмандом. Бог ён — род ственник Текерзши. Только тода забыли, кем он ей приходится: братом, мужем или отцом, ён правит в стране мертвых Ама-нодр. Богиня Текерзши не только создала тода, но, согласно тем же верованиям, назначила старейшин рода и разделила племя на две фратрии. Родовая организация прочно держится среди тода. Фратрии называются Тартар и Тейвилк. Между ними официальных брачных отношений не существует. Каждый род имеет своего прародителя-патриарха. Женщина после замужества переселяется в манд мужа, и ее дети принадлежат его роду. Однако, по всей видимости, племя тода в недалеком прошлом было матриархальным. Отцы и матери —Ну, а если он откажется? — спросила я. — Как откажется? — мой собеседник явно не понимал вопроса. — Но ведь может случиться, — попыталась объяснить я, — что эта женщина ему не понравится, да и к тому же она скоро станет матерью, а ребенок явно не его. Мгновением позже я почувствовала, что сказала что-то нелепое, неприличное и даже страшное. Ибо Мутикен несколько раз беспомощно хватал воздух ртом, а в его широко открытых глазах плеснулась боль. — Как, как? — наконец произнес он. — Кто смеет отказать матери? Кто? У тода есть древний обычай, по которому представители различных фратрий могут состоять в браке, не узаконенном церемонией. Однако такие отношения продолжаются лишь до тех пор, пока женщина не забеременеет. Тогда она отправляется в свою фратрию и там выбирает себе официального мужа. Вот почему мой вопрос «А если он откажется?» оказался необычным и даже кощунственным для тода. В этом племени действительно никто не смеет отказать матери. Слова «женщина» в языке тода нет. Есть только слово «мать» — «амма». Так называют и пятилетнюю девочку и восьмидесятилетнюю ста-руху. За неуважение к матери наказывают. Даже священных буйволиц. Вот что однажды произошло. Оказывается, когда богиня 24 |