Вокруг света 1966-10, страница 66

Вокруг света 1966-10, страница 66

ГДЕ • КОГДА ф ПОЧЕМУ

НЕИСТОВСТВО БЕЛОГО ОБЛАКА

6.30. Мишель Амуру едет навстречу солнцу, поблескивающему из-за частокола наползаюших на дорогу Альп. Двадцатитрехлетний инженер с любопытством поглядывает по сторонам, дорога еще не успела прискучить- ведь всего неделю он ездит по ней, перебравшись после свадьбы с молодой женой в Фейзен, где получил работу.

6.45. Трое мужчин в комбинезонах, трудно дыша, навалились на гаечный ключ, пытаясь завернуть кран громадной металлической сферы со сжиженным пропаном. Тщетно: газ вытекает, заволакивая людей белым облаком. Струя пропана бьет одного из техников в плечо, тот с криком отскакивает — газ держат в емкостях при температуре —40°, и он мгновенно вызывает на теле морозный ожог. Люди, шатаясь, бегут прочь. Облако, вспухая, ползет за ними к Лионскому шоссе, что проходит в 60 метрах.

7.00. В контрольном зале фейзенского нефтехранилища загорается лампочка общей тревоги, надрывается звонок. Что случилось? Докладывает инженер Дешоме: сегодня в 6.20 он, как обычно, отправился с двумя техниками в «зону В» брать еженедельную пробу жидкого пропана; открыли кран, отлили из ванны немного газа, но кран, очевидно, заело, и вот газ, конденсируясь во влажном воздухе, продолжает выходить наружу.

7.10. Первая машина с пожарными вышла по звонку из Лиона. Жандармские посты перекрывают шоссе в трех километрах впереди и позади Фейзена. Пока нет никаких оснований для тревоги, все идет по аварийному плану, как на учениях, — кстати, проводившихся совсем недавно.

7.12. Черный «пежо» Мишеля Амуру сворачивает на боковую дорогу у полицейского кордона, инженер торопится, а тут стой и жди. Проезжает еще немного и все-таки останавливается: колеса малолитражки утопают будто в волнах взбитых сливок. Что за чертовщина? Мишель глушит мотор и выходит поглядеть. Возможно, во рту у него была сигарета. Возможно...

7.16. Лионские пожарные — две цистерны и автофургон — доехали до поворота на Фейзен, когда впереди над газохранилищем «лопнула атомная бомба» — так скажет потом репортерам брандмайор Прево. «Я сразу понял, что дело будет не из легких. Пламя поднялось на 20 метров. На что решиться? Ведь если сбить пламя, газ все равно будет вытекать и при малюсенькой искре разнесет все вокруг. А если дать ему гореть, соседние сферы раскалятся и взлетят в воздух!»

7.30. Пожарные брандспойты опущены в обводной канал Роны, и струи воды, способные перерезать человека пополам, бьют прямой наводкой по сферам, охлаждая их. Пока пожар не грозит осложнениями: аварийный клапан выпускает в атмосферу скопившийся газ. «никаких оснований для беспокойства»,— вещает громкоговоритель на улицах Фейзена, успокаивая встревоженных жителей. Однако через час те же громкоговорители настойчиво потребуют, чтобы они покинули свои дома-

8.44. Объятая пламенем сфера с грохотом взрывается и, оторвавшись, катится в сторону. Второй взрыв. Третий! «На меня, — рассказывает Прево, — катился красный огненный шар. Я стоял метрах в ста пятидесяти, но меня засыпало осколками перекореженного металла». Первый шквал смел шестнадцать пожарных, трое погибли, осталь

64