Вокруг света 1967-01, страница 63щинами, живут своей трудной жизнью тараумара. Но раз в год, весной, они обязательно собираются в нескольких больших поселках — Гуачочи, Сисогичи — на свой праздник. Собственно, это время католической пасхи. Христолюбивое воинство отцов-иезуитов еще два века назад облюбовало здешний край и с тех пор цепко держится за него. В своих школах — а часто родители, не в силах смотреть в глаза голодным детишкам, отдают мальчиков в иезуитский интернат, а девочек в монастырь «Сердца Иисуса» — они учат их испанской грамоте и ремеслу. Когда дети подрастают, их женят между «своими», дают жилье и на первых порах — заказы. Отныне ритм их жизни должен быть подчинен церковному колоколу 1. Но тараумара, даже окрещенные (и не однажды), 1 «Иезуитов беспокоит только тот факт, — пишет в своем «Путешествии к индейцам тараумара» мексиканский журналист Ф. Бенитес, — что тысячи индейцев еще лишены их духовной опеки. А беспощадное истребление туземцев белыми остается за пределами интересов этого ордена» упрямо внимают мудрости своих колдунов. Хосе Рохас тоже воспитывался у отцов-иезуитов. Мать принесла его зимней ночью и молча отдала сторожу миссии. Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, отец забрал его, чтобы Хосе не сделался чужим для своего народа. Мальчик вернулся в селение, где вождь-касик положил ему руку на голову. — Впереди тебя восходит солнце, — сказал он, — и останавливается над головой. Сзади сходит оно с небесной тропы и отправ 61 |