Вокруг света 1967-01, страница 64

Вокруг света 1967-01, страница 64

В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ; О. ГЕРАСИМОВ — ПЕЧАТЬ НABYXOflOHCfc&P% | f , Ф. КУИЛИЧИ — ТЫСЯЧИ ОГНЕЙ ПУСТЫНИ! if Л. ШАПОШНИКОВА — В ДЖУНГЛЯХ ЬЁМхШ^,

ляется умирать по ту сторону сьерры. От восхода до заката — твоя земля...

Хосе охотился на оленей, белок, диких индюков — гуахолотов; летом, в сушь, вместе с другими поджигал кустарник и ждал, стоя у кромки леса, когда выскочат, страшась жара, звери. Тут можно было подстрелить из лука или старого винчестера пуму, оленя и даже медведя.

Ну, а ранней весной шло в пищу все — и ящерицы, и ужи, и лесные крысы. Несколько раз Хосе везло: он находил в лесу дупло с душистым медом. Последний раз совсем рядом с третьим «домом», который он устроил в пещере: мечта всякого тараумара — иметь несколько «домов» и по опереди жить в каждом.

В пещере холодно, но все же не так, как снаружи. Однако тараумара не носят теплой одежды, а дети — те вообще спят в одних рубашонках прямо на земле, прижавшись к матери. Однажды заезжий иностранец спросил у Хосе, почему тот не носит длинных брюк — неужели не холодно? Хосе ответил: «Ты же не закрываешь лица, выходит — и тебе не холодно».

В поселке на южном склоне выращивали кукурузу, черные бобы — фрихоль — и тыквы. Осенью во время сбора початков им приходили помогать соседи, а затем часть урожая обменивали на охотничьи трофеи.

С несколькими мужчинами этого селения Хосе отправлялся перед весенними праздниками на восток — за волшебным кактусом пейотль.

Белый, с нежным пушком, неподатливый пейотль один оживляет иссохшую, растрескавшуюся землю. Тараумара считают его божеством, даже больше — близнецом всемогущего Солнца — Ноноругами. При сотворении света Ноноругами придал брату «растительный» облик, чтобы тому было сподручней помогать людям. Да и как усомниться во всевластии божественного какту-

есть «прямые люди»: они разрешают споры, приказывают дождю и солнцу, врачуют, наставляют молодежь. Они же начинают танец — без него не обойтись, если тараумара желают привлечь внимание небесного покровителя к своим делам. Ведь пение птиц, как они считают, отнюдь не предвестник дождя, нет. Напротив, дождь начинается лишь после призывных голосов всего сущего. Все дело в языке, на котором следует обращаться к отцу-солнцу! А раз так, тараумара танцуют древний, тысячелетний танец дождя, имитируя прыжки оленя, лягушки, индюка — гуахолота, говорят при этом «Их голосами» и разрисовывают лица белой глиной, чтобы скрыть собственное обличье. Другие танцы вплетают в себя картины охоты, торжественную поступь древних героев, сцены из истории

____ ________________________* . покорения, пародии на образ

Возвращения летот<еф6еу ,жд!йг--': жизни окрестных метисов.

с наступает гвоздь празд-

зывают души предков присесть

са, если он л\гнове1^ снимает ' усталость, голод, ЖаждУ, дурные мысли, удесятери силы и вызывает видения V ^ А^ м

Но волшебный щащг^^т растет в Сьерра-Тара^ма^Ш йнйм нужно бежать нескЬлвдф *£of километров. Пейотерос^Г зовут охотников за кактусУйЙ, Осторожно берут двум*^ кусочками дерева, стараясь не прШЛть? ведь если с ним дурно- ^обрэддаться, того и гляди рассердись Ноноругами. Зато,, когда сбор проходит удачно, на обратном пути Хосе пейотль » поет в запЛечном^^и*»*^

к огню, помолчать ^вместе со всеми, вспоминал добрые дела* Затем колдуй растирает на круге песчаника кактус и рмешиваетего с чистой горной водой — пейте все! Обретайте раДос^ В забвении!

На том же празднике девуш-ки-тараумара выбирают себе суженых. Девушки, Н£ смущаясь, делают сами ifepetfe tbarn к сближению — традиция Ьграждае*.Ах% от насмешек, так >йе как замуж-1 них женщин от посягательств на их честь. Жениха затем сватают родители невесты, и после свадьбы он должен провести год в жилище ее родных. У мужчин тараумарской общины тоже есть своеобразная «привилегия»: когда рождается ребенок, мать через день после родов принимается за привычные домашние дела, а отец наслаждается трех-дневйым отдыхом, гарантированным ему все той же традицией.

Традиции сбблюдаются~неукос-нительно — за этим ревностно следят колдуны — овимави, то

1 Это обусловлено действием содержащегося в кактусе сильно тонизирующего галлюциногенного вещества мескалина. Маскалик, по свидетельству французского научно-популярного журнала «Сьянс э ви», дает эффект пре* вращения слуховых ощущений в цветовые образы.-

ногами». Обычно соревнуются две команды, и спектакль с общего согласия повторяется из года в год: касик одного поселка вызывает коллегу из соседнего селения померяться силами; тогда же уславливаются о длине дистанции и месте старта. Каждой /команде — а участвуют все желающие, нередко женщины и подростки — дают дубовые шарики либо круглые короткие пал--Ки: на бегу их надо подбрасывать v йогой. Руками помогать себе нёльзя — потом не оберешься позора. Но тренированные с детства тараумара владеют этой техникой превосходно.

Бегут! Легко перебирая натертыми жиром ногами, бегут индейцы. Собственно, это даже н0 бег — создается впечатлений, будто работает на малых оборотах многосильный мотор — настолько непринужденно несутся они по тропе. Проходит десять, двадцать часов, сутки... «Международный спортивный бюллетень», выходящий в Штутгарте (ФРГ), приводит данные, которые выглядели бы фантазией, если бы не солидное реноме этого издания. Вот они: индеец-тараумара Хуан Масейра преодолел дистанцию в 265 километров за 27 часов; другой пробежал за 6 дней 960 километров.

62

4 Vf