Вокруг света 1967-07, страница 64

Вокруг света 1967-07, страница 64

отложив четки и молитвенники, брались за оружие. Поднимались ворота крепости-монастыря для сотен и тысяч беженцев со всех уголков страны. В монастырь стекались и люди, бежавшие от мести коварных царедворцев, и реформаторы, и поэты, и смелые ученые-вольнодумцы. За стенами монастыря находили приют искусные мастера, художники, каменотесы, резчики по дереву. Одни бежали от жестоких феодалов, другие — от янычар Осман-паши...

В годы турецкого рабства Рильский монастырь становится центром просвещения и науки, хранилищем культурных традиций болгарского народа. Монастырская библиотека — одна из древнейших в стране — насчитывает 16 тысяч томов древних рукописей, документов, старопечатных книг. Здесь хранятся уникальные материалы о деятельности славянских просветителей Кирилла и Мефодия, летописи жизни болгарских царей... Трижды турки сжигали монастырь, трижды кони султанских янычар высекали искры на каменных плитах монастырского двора, превращенного жестокими завоевателями в конюшни, но каждый раз Феникс восставал из пепла, становясь еще более величественным и прекрасным.

Его отстраивали все те же безвестные болгарские зодчие, мастера-камнерезы, ремесленники и художники, сходившиеся в монастырь издалека, с высоких гор и широких долин. Потому-то рядом с традиционными фресками на библейские сюжеты неожиданно появлялись бытовые росписи. Ведь бол-

В XIV веке громадная горная лавина смела монастырь. Один из благочестивых прихожан — феодальный владетель Хреле — восстановил его. Как сообщает монастырский летописец, Хреле «немало споспешестсс^ал укреплению святыя обители и тем сотворил богоугодное дело». Помимо богоугодного дела, он неплохо укрепил и свои владения — ведь монастырь стоял на его земле. В новом варианте святая обитель превратилась в мощную крепость. Хреле воздвиг в монастыре церковь богородицы, а для целей мирских — 25-метровую сторожевую башню...

Неправильно думать, что тогдашние монастыри создавались только как приюты для одиночек, ищущих откровения в священном писании. Времена были суровые: то, громыхая железными доспехами — катафрактами, пройдут византийцы, то монголы решат искупать своих коней в Адриатике... Да мало ли что случалось в те далекие времена! И тогда монахи,

62