Вокруг света 1967-09, страница 79СРЕДИ ННИГ ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ О ПУТЕШЕСТВИЯХ Заходило солнце в красном облаке, и поднималась красная луна, и небо густо, уже по-ночному, синело. Со стен белой крепости далеко видны были склоны холмов с выступающими серыми лбами камней и тропинка — от избы к избе. Было в этой картине что-то тревожное — казалось, вот-вот из-за холмов поднимется вражеское войско и, блестя щитами и копьями, ринется на штурм Из-борска... Что подтолкнуло тогда мое воображение? Необычное освещение, или ветер, шумевший опадающей листвой, или, может быть, ослепительно белые возрожденные стены крепости? Недавно в руки мне попал первый выпуск нового издания «Ветер странствий» («Физкультура и спорт», Москва). Предисловие к книге было созвучно моим мыслям, родившимся во время недолгого, но богатого впечатлениями путешествия по псковским и новгородским землям. «Читатель, ты не профессионал-путешественник. Путешествие — твое увлечение. Так пусть же оно — маленькое, на воскресный день, или большое, на весь отпуск, — будет красивым и содержательный. Пусть оно будет трудным, лишь бы надолго осталось в памяти...» Сразу захотелось полистать книгу, рассмотреть карты маршрутов (география их удивительно разнообразна), вглядеться в рисунки, серьезные и юмористические, полюбоваться этюдными фотографиями. Даже при первом просмотре книги вырисовывается ее «архитектура»: линия литературная — очерки, рассказы, зарисовки — переплетается с линией сугубо практической — здесь и сообщения о новых маршрутах и советы бывалых путешественников. Авторы книги — туристы: инженеры, научные работники, художники. Создается ощущение, что «Ветер странствий» — это большой разговор, который ведут туристы вечером у костра, после дневного перехода, наслаждаясь отдыхом и с удовольствием вспоминая трудности и радости походной жизни 76 Уже сама по себе мысль — объединить впечатления людей путешествующих, людей ищущих, но которые, может быть, первый раз взялись за перо очеркиста, — интересна. ...Они шли на байдарках по бурной Каре. Их ждали скрученные в жгуты струи, водяные воронки, камни, скрытые под пенистыми волнами. Было трудно, но «без порогов. — пишет Евгений Черненко, автор очерка «Карские этюды», — мы, кажется, не могли бы так остро ощущать молчание тундровых пространств, до боли глаз синюю Кару и на горизонте голубое сияние Полярного Урала». И далее: «Порог — схватка двух начал: вечно подвижного — воды — и извечно недвижного — камня. Может быть, и в каждом человеке борются всегда эти начала, и борьба их означает жизнь. Может быть, мерой их и соотношение определяется значительность каждого из нас...» Открытие порога... Но могут быть открытия и совсем другого рода, и о них рассказывает читателям «Ветер странствий». Можно пройти на лодке по сибирской реке Большой Кас, своими глазами увидеть береговые укрепления старого Обь-Енисейского канала и представить, по каким таежным дебрям придется прокладывать новую трассу... Можно собирать ненецкие сядобичу — сказки и удивляться их поэтичности и реалистичности. Можно открыть для себя весну света — месяц март, неповторимое время снега и солнца Открытие, по замыслу тех, кто составлял и готовил «Ветер странствий», должно быть в каждом рассказе и очерке тем стержнем, на который наматываются километры пройденных туристами дорог. Но на этом пути автора-туриста, как и во всяком путешествии, подстерегают свои трудности. Пожалуй, самыми распространенными и не всегда преодолеваемыми, судя по материалам выпуска, препятствиями являются голая описательность и чисто внешняя энциклопедичность. В первом случае у читателя непременно возникает роковой вопрос — ну и что? Еще одно путешествие?.. Во втором — читателя подавляет обилие информации, не осмысленной автором и потому, естественно, не запоминающейся. В двух очерках выпуска «Самый малый вперед!» и «По Крыму», на мой взгляд, наиболее четко вырисовываются эти недостатки. Любопытные научно-популярные заметки «Причуды рек и озер», «По древним новгородским торговым путям» и т. п. также могли бы быть гораздо интереснее, если бы носили не отвлеченно-просветительный характер, а сообщали бы, что не исследовано такое-то озеро или что мало изучен фольклор такого-то народа, то есть воспринимались бы читателем-туристом как руководство к действию, как предложение нового путешествия, таящего в себе открытие. У «Ветра странствий» много родственных изданий: сборник «Бригантина», книги о путешествиях, выпускаемые «Молодой гвардией», журнал «Турист» В этот поток литературы о путешествиях «Ветер странствий» вносит свою лепту. Устами туристов он говорит о главном — смысле путешествий Л. ЧЕШКОВА |