Вокруг света 1968-04, страница 35Как серный факел, поначалу бел — Лишь полыхание, еще совсем не пламя, За вспышкой вспышка, выход за предел Прыжка, — и трепетен и смел — Так танец разгорается кругами. И вдруг пожар! Немыслимо унять! Райнер Мария Рильке ...Был в старину у индейцев Северной Америки обычай: когда два племени заключали мир, воины садились выкурить трубку мира и обменивались подарками. Самым ценным подарком был танец. Танец дарили вместе со всем реквизитом: барабанами, костюмами, масками — и исполняли много раз подряд, чтобы новые друзья могли запомнить его. После этого мир считался окончательно заключенным. Индейцы считали, что вместе с танцем дарят друзьям душу своего народа. Так, впрочем, считают и сейчас. Танцуя, мы рассказываем о себе. Танцуя, мы понимаем других. Потому-то на любом международном празднике, особенно молодежном, никогда не забывают о языке танца. Трудно сказать, когда родился первый танец, как трудно рассказать о всех танцах Земли. Одни из них появились лишь вчера, и каждое их па подробно расписано в специальных журналах. Другие пришли к нам от прадедов; каждый видит эти танцы с детства, и потому чуть ли не каждый, даже не разучивая их специально, может выкинуть то или иное коленце. Третьи загадочными движениями застыли в рисунках, сделанных на скалах сахарского Тассили и пустыни Калахари, в росписях стен древнего города Чатал-Хаюк в Турции и на египетских пирамидах, в барельефах индийских храмов, в чеканке золотых куль-обских ваз и лаке красно-черных греческих чаш. Присмотритесь к танцу, и вы увидите, что это не только выражение настроения. В его движении вы увидите зашифрованный рассказ, целую поэму, в которой угадывается неповторимая жизнь, строй мышления людей самых разных эпох и самых далеких уголков земли. Мы расскажем здесь лишь о нескольких танцах. Они, в свою очередь, — о народах, что создали их, о далеком и близком времени. Л. ЗАСЕДАТЕЛЕВА ТдК ТАнЕи РАЗГОрАЕТся КРуГдМи ((Колдун» из грота Трех Братьев » полумраке каменных сводов время словно остановилось, запутавшись в паутине подземных лабиринтов. Факел выхватывает из темноты мощный торс бизона, беспокойно колеблющийся свет 3 «Вокруг света» № 4 оживляет табунок диких лошадей, выгоняет из углов тени испуганных стройных оленей и вдруг наталкивается на существо апокалиптическое, непонятное. То ли олень, то ли человек. Бородатое лицо с вытаращенными глазами, ветвистые рога, человеческие ноги с сильными пружинистыми икрами и звериное туловище, короткие передние лапы, великолепная грива, насторожен . 33 |