Вокруг света 1968-07, страница 48

Вокруг света 1968-07, страница 48

Ниже пойдет речь о мошенничествах. Почему мы выбрали именно эти случаи обмана из будничной практики бизнеса? Дело в том, что истории эти примечательны в одном: «клиенты» идут на сделку без тени сомнения в том, возможна ли вообще продажа подобных вещей. Как иначе! Все продается, все покупается...

Продан же был недавно за океан Лондонский мост со всеми своими устоями. Проданы с молотка и гордость британского королевского флота «Куин-Мэри» и корабль «Куин-Элизабет», ходивший под адмиральским флагом.

Но это все операции, так сказать, законные, даже освященные правительственным благословением.

Римский Колизей тоже продавали, притом многократно, начи-

Б. СЕНЬКИН

ная с 1946 года. Тогда его купил за 300 долларов американский сержант (когда выяснилось, что это афера, сержант никак не мог взять в толк, почему, собственно, он не мог купить эти древние развалины! «Так ведь они — памятник истории», — втолковывали ему. «Ну и что? — удивлялся сержант. — Новое-то здание за такие гроши не отдадут».) Последний раз Колизей «продали» в 1966 году, опять-таки американцу. Там же, в Риме, в 1962 году посадили некоего Лясковского-Караба, который бойко торговал... военными кораблями американского флота.

Все продается — все покупается!

Стоит ли удивляться после этого, что турецкий аферист Су-лун Осман ухитрился продать Галатский мост, связывающий обе части Стамбула, две византийские башни, здание универси

тета и симплонский Восточный экспресс.

— Что помогало вам в аферах? — спрашивали Сулуна репортеры.

— Знание психологии, — скромно отвечал Сулун.

Это знание Сулун приобрел еще в тридцатые годы, когда торговал... уличными часами Стамбула.

Он становился под часами и ждал первого же прохожего, который задумает сверить свои часы с городскими. Сулун подходил к нему и вежливо просил две с половиной лиры.

— За что? — спрашивал прохожий.

Сулун объяснял, что он взял на откуп все городские часы Стамбула и теперь взимает плату с прохожих (тем временем подручный жулика сверял рядом свои часы, подходил, безропотно платил мзду и удалялся). «Аллах свидетель, — жаловался Сулун, — знал бы — не связывался. С удовольствием уступил бы за три тысячи свое право. Кстати, и бумаги с собой. Не желаете, бей-эффенди?»

И многие эффенди Желали и платили. Чего сомневаться? Ведь, все продается и все покупается!

Поэтому недавние сообщения о бойкой распродаже в Швеции и США участков на Луне, о приобретении неким техасским неф-тевладельцем Тускарорской впадины в Тихом океане уже не вызывают улыбки.

Какова же все-таки техника знаменитых афер, связанных с подобной крупногабаритной недвижимостью? Расскажем об одной из них, где образ мысли буржуа раскрывается, пожалуй, наиболее краснореч иво.

Афера, о которой пойдет речь, могла быть задумана и осуществлена жуликом калибра и размаха Остапа Бендера. Она, кстати, и произошла в то самое время, когда великий комбинатор пустился в погоню за сокровищами мадам Петуховой. Только история эта не плод фантазии сатириков, а реальное событие.

...Обобрав на 40 тысяч долларов в Монреале недальновидного банкира (и мимоходом разрушив его семью), «граф» Люстиг — так звали нашего героя — счел за благо перебраться на время в Париж. Покатились беспечные дни. Часами «граф» просиживал на

46