Вокруг света 1968-08, страница 24КОХАУ РОНГО-РОНГО «...И тогда, после того, как грамота о вступлении во владение островом была подписана всеми участниками экспедиции, они предложили вождям сделать то же самое в знак покорности королю Испании. И вожди начертали письмена...» Так говорит рукопись коммодора Фелипе Гонсалеса, повествующая о церемонии «добровольного» присоединения Пасхи к владениям испанской короны в 1770 году... Это первое свидетельство существования на острове древней письменности... Но прошло еще около ста лет, прежде чем знаки этой письменно- ли какие-то маловразумительные истории». С тех пор на протяжении вот уже около ста лет ученые разных стран пытаются проникнуть в тайны этих дощечек, прочесть текст, вырезанный на них. И пока все безрезультатно. Те пасхальцы, которые заявляли, что умеют читать эти «говорящие дощечки» — кохау ронго-ронго,—не выдерживали испытания: одну и ту же дощечку разные люди читали по-разному, случалось даже, что один и тот же островитянин одну и ту же табличку ронго-ронго каждый раз читал по-иному... что первые кохау ронго-ронго были привезены королем Хоту Матуа — первым вождем людей, приплывшим из легендарной страны Хива... Далее предания, подчеркивая значение этих дощечек, повествуют, что люди Хоту Матуа, прибыв на остров, считали своим долгом продолжить священную традицию вырезаемых на дереве письмен и что хранителем этих традиций был особый жрец, главнейший знаток «говорящего дерева». И те, кто был посвящен в тайну ронго-ронго, ежегодно сдавали экзамены в специальных школах. Предания описывают эти школы — круглые сти увидели исследователи. В декабре 1864 года миссионер Эжен Эйро сообщил, что во всех домах пасхальцев «можно видеть деревянные дощечки или палки, покрытые всякого рода иероглифическими знаками, изображавшими неизвестных на острове животных», «...Они утверждают, — писал спустя несколько лет другой миссионер, — будто у них есть своего рода письменность, с помощью которой они сохранят для потомства важнейшие события, происходящие на земле... Кое-кто из туземцев уверял, будто понимает их, но когда мы устраивали проверку, то слыша- Так, может быть, ронго-ронго вообще не письменность, а какие-то мистические символы, церемониальные знаки?.. Но анализ этих знаков, проведенный в последние годы англичанином Бартелем и независимо от него советским исследователем Кнорозовым, неопровержимо доказал, что ронго-ронго — это именно письменность. Откуда же пришла она на остров Пасхи? А может быть, ниоткуда? Может быть, зародилась на самом острове, но так давно, что смысл ее уже утерян? ...Но записаны предания, которые в один голос говорят о том, Объектив фотоаппарата запечатлел в них ряд сходных черт. Но голова, показанная на снимке слева, была найдена археологами на острове Пасхи, другая — за тысячи километров от него, в Перу... каменные строения со входом, проделанным в конической камышовой крыше. Эти же предания говорят о том, что в ронго-ронго заложена магическая сила и раз в год король острова собирал учеников и учителей этих школ, чтобы убедиться, что текст дощечек не забыт. И археологи нашли косвенное 22 |