Вокруг света 1968-11, страница 23Мало кто из ученых может похвастать тем, что воочию видел жизнь луа. Если бы за ними водилась грозная слава «сохотников за черепами», у луа не было бы отбоя от путешественников. Но луа — мирные земледельцы, да к тому же живут они в весьма труднодоступном горном районе северозападного Таиланда, недалеко от бирманской границы. А между тем это племя интереснейшее. Дело в том, что народы мон-кхмерской языковой группы, к которой относятся луа, издревле населяют Индокитайский полуостров. Некоторые из них, например моны и кхмеры, еще две тысячи лет назад создали государства, в то время как другие (и среди них луа) были оттеснены в отдаленные горные районы. Много веков они жили там в условиях изоляции и даже в наше время едва вышли из первобытнообщинного строя. Поэтому изучение этого слабо знакомого науке народа поможет пролить свет на многие загадки происхождения мон-кхмерских народов, на многие проблемы древней истории Индокитая. Полусонный, я спросил, что ему надо. Оказалось, он хотел с нами познакомиться. Разве в нашей стране люди не ходят в гости друг к другу? Удовлетворив любопытство, он поспешил в деревню с новостями. Едва мм успели набросить на себя одежду, как прибыли новые гости. В дальнейшем-то мы научились принимать визиты наших друзей не только на заре, но и в любое время дня и ночи как само собой разумеющееся. — Луа всегда держат двери открытыми, кхан Питер, — объяснил мне Аи По, который жил по соседству. — Жить одному — веселья не знать1 Трудно вообразить лучшие условия для антропологов: за все время нашей жизни в деревне Па Пае мы не знали одиночества. Мы научились уважать и понимать законы этих добродушных людей, а заодно кое-как разбираться в иерархии полчища духов, населяющих их мир. Дух, который привел нас в Па Пае, был, несомненно, благожелателен к нам, ибо луа — самый дружелюбный народ из всех, какие мне только довелось повидать. Луа всего около десяти тысяч. Они расселились в трех десятках горных деревень. Правда, о дружелюбии луа мы узнали, лишь пожив в Па Пае, пока же мы добирались до деревушки, меня терзал нешуточный страх. Дело в том, что еще дома накануне отъезда я получил письмо от одного француза-миссионера, в котором тот писал, что луа — это то же племя, что и уа, охотники за черепами, обитающие в северной Бирме. Правда, мои сведения о луа отличались от этих, и это меня немного успокаивало. На исходе дня, когда мы подходили к поселку, до нас донеслось мерное «ка-танг», «ка-танг* — это женщины толкли рис. Скоро нам навстречу высыпали ребятишки, за ними целая толпа взрослых, а через несколько минут появился высокий человек с гривой седых волос. В руках у него была бутылка плаи—неочищенной рисовой водки, достаточно крепкой, как выяснилось, чтобы свалить с ног любого приверженца виски. Высокого старика звали Кае Та Кхан, и он был вождем поселка и одновременно великим саман-гом — жрецом. Саманги ведут свою родословную от одного из древних королей луа и распоряжают- шгк [■ Ami |