Вокруг света 1969-01, страница 12рабочих. Такое восхищение грандиозными масштабами пирамид характерно для всей серьезной литературы. Каждому хочется почему-то привести эти памятники к обычным земным масштабам. Но если вы подойдете к пирамидам с чисто «земной» меркой, вы увидите, что сделать вам это будет очень трудно. В ноябре 1966 года я стоял у подножья пирамиды Хефрена с д-ром Ахмадом эс-Санадили, египтологом из Каирского университета. Мы размышляли о том, как выглядел Каир и его окрестности 5 тысяч лет назад. Эс-Санадили сказал, что, по его мнению, он был таким же, как и сейчас. — Уберите только телеграфные столбы и многоэтажные здания, — говорил он, — а все остальное: пашни, пальмовые рощи, каналы, птицы и люди — выглядело так же и в те времена, когда Хуфу1 приезжал сюда из Мемфиса, чтобы проверить, как идет строительство его пирамиды. Не нужно богатого воображения, чтобы, сидя иа каменном выступе пирамиды, мысленно населить район Каира крестьянами, лодочниками, поварами, ремесленниками, каменщиками, знатью, жрецами, а также быками, собаками и кошками, существовавшими здесь пять с половиной тысяч лет назад. Каир представлял собой большое земледельческое хозяйство, которое снабжало строительство пирамид овощами. Лук, чеснок и редька — это все, что правительство давало за свой счет строителям пирамиды. Рядом с царской фермой Гиза, вблизи пирамид, существовал сравнительно большой временный город. В течение двух десятков лет сотни тысяч людей тесали и шлифовали здесь огромные каменные глыбы, а затем укладывали их друг на друга. На холме у пирамид теперь небольшой дансинг «Стерео-клуб», а рядом с ним заметны руины жилых домов строителей пирамид. Сидя как-то ночью на этом песчаном холме, я думал, зачем понадобилось фараону строить убежище для своей души на таком сухом и пустынном плато. Почему бы не построить его на севере в Дельте или к югу отсюда, где долина реки расширяется? У Хуфу было два царства — Красное на севере и Белое на юге, причем он, как «властитель двух земель», олицетворял их единство. Именно поэтому он хотел замуровать свою душу на вечные времена где-нибудь на линии, разделявшей два царства. Эта линия проходила здесь на плато. Сегодняшний Каир стоит точно на границе двух царств, которые ныне именуют Верхним и Нижним Египтом, и, как столица этих двух столь несхожих частей Египта, он является таким же символом государственного единства, каким был Хуфу для древних царств. И все же, почему именно здесь? Почему не ближе к реке? Все дело в небольшом сухом плато: именно потому, что оно сухое и на нем находится неограниченный запас строительного камия. Кроме того, плато расположено к западу от реки, а западный берег принадлежал мертвецам — здесь и полагалось хоронить властителей. Почти все камни для внутренней части пирамид добывали здесь, на этом известняковом плато. Скульпторы н архитекторы Хуфу были тончайшими знатоками этого камня. Они не только умели шлифовать его до толщины оптического стекла, не только создавали из него каменных колоссов, но 1 В современной литературе Хуфу больше известен под греческим именем Хеопс. — Прим. ред. с удивительной изобретательностью использовали камень прямо на месте. Сейчас полагают, что фундамент пирамиды Хефрена представляет собой монолитную каменную скалу, а Сфинкс —■ не что иное, как обработанная искусными руками каменная глыба. Скала напоминала крадущегося льва, и, как пишет д-р Ахмад Фахри в книге «Пирамиды», архитекторы фараона представили ее в виде великолепного Сфинкса. Они превратили мозоливший глаз уродливый камень в блистательный памятник. К сожалению, камень, из которого выбит Сфинкс, очень мягок, и поэтому сильно пострадал от времени, но еще больше от рук уродовавших его сотен поколений визитеров. Его нос отломал какой-то шейх, пытавшийся уничтожить Сфинкса в 1496 году. А любители надписей приступили к «работе» чуть ли не со дня его создания. Самая знаменитая надпись на классическом греческом языке была сделана на пальцах лап Сфинкса во времена Птолемея. Писавший поясняет в стихах, что он, как и Сфинкс, предпочитает веселиться и танцевать, а не «резать людям горло». Надписи и туризм сопутствуют друг другу, и с тех пор, как пирамиды перестали быть царским заповедником, люди стремились взглянуть на них. Всерьез туристы потянулись сюда примерно с 700 года до н. э. Тысячи и тысячи людей забирались на вершину большой пирамиды и выбивали там свои имена. Я спросил крестьянского парня, который за деньги поднимается на пирамиду и спускается с нее за семь минут, сколько имен написано на ее вершине. «Около миллиона», — ответил он, не задумываясь. Из миллиона он запомнил только два имени: Эдуарда VII и короля Фарука. Вероятно, пирамиды посетили Цезарь и Клеопатра, когда они плыли по Нилу на роскошной барке Клеопатры. Геродот приходил сюда в сопровождении жреца из Гелиополиса; по-видимому посещал пирамиды и Платон, изучавший иауки все в том же Гелиополисе. Редко кто из посещавших Каир отказывался взглянуть на пирамиды. Но вот шатобриан не поехал к пирамидам, хотя и послал слугу, чтобы тот поднялся на вершину большой пирамиды и выцарапал имя своего хозяина. Первая и самая большая пирамида — Хуфу, или Хеопса, — была псэстроена в период концентрации политической,, религиозной и экономической власти, символом которой было: «Один фараон и один бо<г». Так зародилась абсолютная власть фараона. Только ему в Египте дозволялось обращаться к богу, а поэтому все, в том числе и экономика страны, было подчинено его нуждам и интересам. Жрецы и знать жили в своих вотчинах. По мере обострения конфликта между ними, народом и фараонами пирамиды, которые строили преемники Хуфу, становились поменьше и подешевле. Когда Меи-каура построил третью пирамиду, конфликт между фараоном и жрецами принял такую острую форму, что следующий владыка, Шепсескаф, вообще покинул этот район и отказался от мысли о строительстве своей пирамиды. Он построил в нескольких милях отсюда, в пустынном месте Мастабат Фарун, уже не пирамиду, а «мастаба» (надгробье). Последнюю главу в историю пирамид вписала сестра Шепсескафа — Кенткоус. При ней «божественное государство» рухнуло, и жрецы захватили контроль над страной. Кенткоус вышла замуж за 10 |