Вокруг света 1969-03, страница 64

Вокруг света 1969-03, страница 64

Л етописи скупо говорят, как строились деревянные крепости. Лишь иногда попадаются строки, повествующие о том, что некоторые «городы рубились» в загадочно короткие сроки — иногда постройка крепости занимала всего лишь несколько дней, недель... Готовясь к экспедиции, наш научный руководитель Владимир Владимирович Косточкин занялся этой загадкой.

Джильс Флетчер, Адам Олеарий, Яков Рейтенфельтс, Кунрад фон Кленк, Адольф Лизек и многие другие послы и путешественники, побывавшие в Москве в XVI—XVII веках, с нескрываемым удивлением писали о большом рынке в столице Русского государства, расположенном у стен Белого города — «Лубяном торге», где можно было купить любой «щепной товар»: дрова, бревна, балки, доски — и здесь же продавались... готовые дома. В одну или две комнаты, полностью отделанные. Мало того, дома эти могли быть разобраны и перевезены в любое место и собраны вновь...

Москвичи, однако, проходили мимо продававшихся на рынке домов без какого-либо удивления. Не привлекали внимания необычностью эти дома и других русских людей, прибывших в столицу из дальних городов обширной Московии. Все они знали, что бревна срубов каждого из таких домов имели особую маркировку, позволяющую собрать их заново после разборки.

Но, удивляясь продажей жилых готовых домов, иностранцы в большинстве случаев и не, подозревали, что на Руси рубили заранее не только дома, но и... целые города.

Возвращаясь из второго Казанского похода, Иван Грозный «почал мыслими» быстро и тайно построить крепость близ вражеской столицы, чтобы «тесноту учинити Казанской земле». Тогда же он присмотрел и место этой будущей крепости — на горе Круглой, неподалеку от впадения реки Свияги в Волгу. В начале зимы 1550 года дьяк Иван Григорьевич Выродков вместе с «детьми боярскими» прибыл на Волгу, в Угличский уезд, богатый строевым лесом. За тысячу с лишним километров

ДРЕВНЕРУССКИЕ ДЕРЕВЯН-НЫЕ КРЕПОСТИ ПОЛОЦКОЙ ЗЕМЛИ, ВОЗДВИГНУТЫЕ МЕТОДОМ... «СБОРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА» (гравюры XVI века).

Сх 1 "ЖГ

СИТНА

Над Вельем опустился прозрачный вечер, и мы пошли в клуб, где перед киносеансом местная учительница попросила Владимира Владимировича выступить с лекцией о псковских и новгородских крепостях. На чистом, до желтизны отмытом крыльце не спеша покуривали несколько человек. Поодаль от них, прислонившись к перилам, стоял сухощавый старик. Мы уже знали, что это Вор-салев. Человек, о котором говорят сельчане, что он о Велье знает все. Говорили еще, что род Ворсалевых идет с начала Велья и один из Ворсалевых во главе делегации вельянских посадников ходил к псковскому князю просить помощи и защиты от западных ратей. Дед старика положил начало вельянскому самодеятельному музею истории села, передав местной учительнице, задумавшей несколько лет назад организовать этот музей, свой диплом, полученный еще до революции на торгово-про

мышленной выставке за лучшую кузнечную работу. А сам Ворса-лев, вышедший на пенсию ленинградский инженер-строитель, вот уже сколько лет занимается историей родного Велья.

Разговор занялся, как приготовленный костер от одной спички — от одного слова. Это был даже не разговор, а научный диспут — с летописными цитатами, ссылками на научные работы едва ли не вековой давности.

Вельяне, не торопясь в кино, обступили крыльцо — и, пожалуй, это была самая внимательная аудитория из всех, перед которыми доводилось выступать нашему научному руководителю.

— А я вам говорю, что там были каменные стены, — кивает в сторону городища старик Ворсалев. — Вначале были деревянные, но потом их сменили каменными. И вы можете легко в этом убедиться — на валах

еще даже видны остатки каменных фундаментов.

— Вы не правы, стены крепости всегда были деревянными. Можно лишь говорить о том, что небольшой участок северовосточной стены когда-то был поставлен каменным. А камень на городище — это скорей всего остатки церковной ограды позднего времени.

— А подъезд к городищу вы видели? Ведь он вымощен камнем, — упрямо продолжает Ворсалев. — Кто бы стал мостить камнем подъезд к деревянной, как вы утверждаете, крепости?

— Но ведь этот подъезд не был вымощен в XIV—XVI веках, когда стояла крепость. Это замощенный участок дороги к той же церкви, построенной б XVIII, по-видимому, веке. Это доказано.

— Кем? Когда?

— Письменными источниками. Археологическими разведками...

— А что письменные источники? — пожимает плечами старик. — Они ведь не говорят

62