Вокруг света 1969-05, страница 9

Вокруг света 1969-05, страница 9

Серебряная чаша греко-иранской чеканки, найденная в Перми, и блюдо с изображением са-санидского шаха Шапура II, охотящегося на львов, изготовленное в IV веке нашей эры и обнаруженное спустя полтора тысячелетия на берегу реки Вятки.

тастичным: недалеко от Ледовитого океана — курганы из золота и серебра, серебряные чаши на коленях у деревянного идола... Но вот в XVIII веке появляются сообщения русских путешественников о святилищах, похожих на то, что ограбил Торер Собака, святилищах хантов и манси, обнесенных высоким забором, с воротами, тщательно охраняемыми ночью бдительными стражами, с деревянным идолом внутри ограды, держащим чашу или блюдо, наполненные деньгами. Даже обычай смешивать монеты с землей был отмечен русскими путешественниками. Значит, серебряная чаша, которую похитил Торер, могла быть реальностью? Но ведь сами ханты или манси чеканить серебряные чаши не могли — месторождений серебра в этих местах, которые могли бы разрабатываться в древности, не было. А тем не менее у хантов и манси серебро было. Это подтверждалось и древнерусскими летописями. В новгородской летописи сказано, что когда в 1193 году новгородская рать осадила городок на Северном Урале, югры (так называли летописцы жителей этих мест) предложили выкуп — соболей и серебряные чаши, блюда, монеты... Через полтора века, в 1332 году, в летописях встречается следующая фраза: «Великий князь Иване приде из Орды и взверша гнев на Новгород, прося у них серебра закамского».

Откуда же брали серебро ханты и манси?

И вот в петербургские музеи попали первые изделия «серебра закамского». Ученые с удивлением увидели на них пирующих и охотящихся царей... Персии.

С середины XIX века изделия из восточного серебра стали находить почти ежегодно — ив огромных иногда количествах — на территории не только Северного, но и Южного и Среднего Урала, в Сибири: огромные серебряные блюда, украшенные великолепным чеканом, узкогорлые кувшины с изображением диковинных зверей и клинобородых царей в развевающихся плащах, чаши, на которых изящные витязи вступают в смертельное единоборство с пантерами и львами, граненые кубки, испещренные затейливыми узорами и сказочными цветами...

Большинство подобных предметов погибло безвоз

вратно — серебряные чаши и блюда скупались купцами и переплавлялись в слитки. Но и та малая часть, что попадала в руки исследователей, позволяла сделать ошеломляющий вывод: в течение многих и многих столетий из Персии и сопредельных стран непрерывным потоком на Урал и в Сибирь текла настоящая серебряная река!

Какие же культурно-исторические нити связывали утопающие в роскоши дворцы персидских вельмож и стойбища таежных племен?

На этот вопрос окончательного ответа пока нет...

Вплоть до конца XIX века многие ученые предполагали, что находки восточного серебра в При-уралье доказывают существование в древности великого торгового пути из... Индии к Белому морю и дальше, в страны Западной Европы. И найденные чаши — это остатки кладов, зарытых купцами в минуту опасности. Но если так, то, значит, «серебро закамское» не предназначалось для местных жителей. Почему же тогда буквально ни одного изделия восточного серебра не было найдено в Европе — и только лишь Приуралье и Сибирь «снабжали» музеи мира чашами и блюдами с изображением восточных царей и богов? Почему серебряные блюда и чаши едва ли не обязательная принадлежность древних святилищ хантов и манси?

Исследования русских ученых начала XX века и советских археологов и этнографов неопровержимо доказали, что этот серебряный поток кончался в снегах Сибири и Урала, что чаши и блюда из Хорезма, Бактрии, Персии шли именно для нужд местного населения, использовались им в культовых, религиозных обрядах.

Но... Ведь эти серебряные блюда и чаши были приспособлены местными племенами к уже существующим верованиям и культовым обычаям. То есть, если можно так сказать, первое блюдо из Персии в пермскую тайгу пришло не для того, чтобы лечь на колени идола. Какие-то иные причины заставили персидское серебро отправиться в странствие «в полуночные страны». И здесь начинается, пожалуй, едва ли не самое удивительное. Раскопки советских археологов показали, что эти контакты начались еще раньше, в эпоху бронзы, и продолжались в раннежелезном веке!

Через горы, пустыни, леса шли на далекий север изделия из металла и украшения, затем драгоценные чаши, а в обмен к югу древние купцы везли ценившуюся на вес золота пушнину. Проходили века, но связь между людьми, живущими за тысячи километров друг от друга, не прерывалась. Во многом загадочная связь...

В декабре 1968 года на спутнике Юпитера — Титане произошло бурное вулканическое извержение. Кратер внезапно полыхнул пламенем; над равниной поднялся столб раскаленных газов, пепла и пара; дрогнула поверхность Титана; бешеный поток газов с грохотом расколол небо; пробив атмосферу и преодолев слабое тяготение пла-нетки, он навсегда ушел в космос.

В потемневшей атмосфере Титана еще долго бушевали вихри...

А стартовавший с его поверхности газ тем временем лег на

орбиту вокруг Солнца и стал вполне добропорядочной кометой. Ведь что такое комета? Облако газа, отягченное небольшим количеством твердых частиц, — «видимое ничто», как ее назвал один астроном.

Орбита нашей новорожденной иногда сближалась с орбитами других комет, поскольку ими кишит все пространство солнечной системы. Зная язык природы, в принципе можно уловить поступающую от комет информацию и даже «перевести» ее в человеческую речь. Вот что получилось после расшифровки «языка комет».

— Еще один новичок! Вы откуда?

— Стартовала с поверхности Титана 17 декабря 1968 года.

— Уже третья за минувший год...

загадки

пгмкгы

•ШИШ