Вокруг света 1969-11, страница 25

Вокруг света 1969-11, страница 25

ГОНКОНГ

БЛИЗКИЙ НЕДОСТУПНЫЙ БЕРЕГ

Адрес семьи Хо звучит так: Гонконг, бухта Абердин, джонка семьи Хо. Точно такой же адрес, кстати только с другой фамилией, могут дать еще пять тысяч его соседей.

Хо Яу-син, которому сейчас сорок три, познакомился со своей будущей женой Чан Мой, еще когда продавал ее отцу рыбу. После смерти отца Яу-син переселился на джонку Чан, где и была устроена свадьба. С тех пор прошло немало лет: в джонке Хо появилось шестеро новых жильцов, шестеро детей; сам Яу-син стал вместо рыбы торговать китайскими, австралийскими и новозеландскими фруктами. Вот и все, пожалуй, новости семьи. Хотя нет, мы чуть не забыли еще об одном ее члене — о лодке. Джонка все та же, только еще старее, только с новыми заплатами. Несколько лет Яу-син копил, правда, деньги на новую джонку, но тут, как на грех, заболели двое младших детей, и все деньги ушли на врача. Не изменился и образовательный ценз семьи Хо: как были четыре класса начальной школы у родителей, так и остались четыре класса у детей. Хотя и считается Хо в гавани человеком состоятельным, но не по силам ему долго платить за школу: 25 гонконгских долларов в месяц — сумма немалая.

Каждое утро еще в темноте отталкивает Яу-син от своей джонки юркий сампан и, лавируя среди других суденышек, гребет к берегу за фруктами. Лодки, небольшие баржи, джонки...

Гонконгский город на воде не признает типовой архитектуры. За семьсот лет, что стоит он, покачиваясь в такт приливу, город сотни раз перестраивал свои запутанные улицы и переулки, но порядка так и не добился. Да и как можно упорядочить нищету, благоустроить отчаяние и по-новому распланировать безнадежность!

Спросите любого жителя любого плавучего дома (а в одной лодке живет зачастую по нескольку семей), о чем они мечтают. О близком береге, о земле и нормальном, человеческом доме.

Чжоу Син-мин, сосед Хо, попытался было перебраться на твердую землю, и ему даже удалось. Но он не знал другого дела, кроме развоза фруктов на сампане, а в первую же ночь, когда он не ночевал на воде, он остался без лодки. Когда кончились деньги, Чжоу продал дом. Пока что ему не удалось купить новую джонку, и всему семейству пришлось снимать «угол» на джонке соседа.

...Теперь его адрес тот же, что и у семьи Хо: Гонконг, бухта Абердин, джонка семьи Хо.

23