Вокруг света 1969-11, страница 28КОНГО ВАГЕНИА -НОЧНЫЕ ЛЮДИ Говорят, что люди племени вагениа в давние времена заключили союз с крокодилами. Иначе как они не боятся плавать и нырять в тех местах, где ни один человек не решится! Почему иначе их сети всегда полны и лучшую рыбу на базар привозят они? За полночь, когда смолкает, наконец, рыночный шум, когда торговцы и покупатели из дальних мест, утомленные дневной сутолокой и суматохой, засыпают вперемешку тут же на рынке, завернувшись с головой в одеяла, люди племени вагениа спускаются к реке. Здесь в укромных местах затоплены их лодки. Они ныряют за ними, ловко и быстро вычерпывают воду. Вагениа никогда, ни при каких обстоятельствах не остаются ночевать на суше. Они чувствуют себя бесприютно на твердой земле. Вагениа не доверяют обитателям суши — с тех еще времен, когда под напором более воинственных племен им пришлось бежать о земли. Зато на реке они хозяева. В полной тем ноте меж невидимых берегов, ориентир>ясь по одним им ведомым знакам, плыву г вагениа домой, ловко обходя подводные камни и мели. ...При подходе к острову на лодке гулко ударил тамтам. На острове вспыхивает огонь, невидимые руки поднимают сплетенную из прутьев решетку, и лодки причаливают... Название почти каждого африканского пле мени можно перевес ги: вагениа означает *реч ные люди». Их свайные хижины усеяли острова неподалеку от города Кисангани (бывшего Стэнливиля). В бассейне великой реки Конго жизнь любого народа так или иначе связана с рекой. Этнограф прошлого века Ратцель, описывая эти места, заметил, что «...в этом краю, богатом водой, существование естественно становится земноводным». В отношении вагениа это верно лишь наполовину. Почва островов, где обитают «речные люди», слишком заболочена, чтобы ее возделывать, так что источник их существования — только вода. Мужчины охотятся на больших рыб в стремнинах и водоворотах. У основания густо вбитых свай они укрепляют верши — настолько большие, что лишь две лодки могут привести их из деревни, а в каждой лодке не меньше двадцати человек. Потом, отъехав повыше по течению, рыбаки начинают бить в барабаны, создавая непрерывный шум, и напуганная рыба, пытаясь скрыться в «свайном лесу», попадает в верши. «Речные люди» редко когда уходят далеко от-реки-кормилицы, зато товар их — рыба сушеная, соленая и вяленая — расходится на сотни километров вокруг, в те далекие и неведомые вагениа места, откуда попадает к ним мука, соль, ткани и все другое, чего не выловишь никогда на стремнинах великой реки Конго. 26 |