Вокруг света 1969-11, страница 65— Пришли просить капитана отвезти нас до островов Цейлона, Суматры, Сингапура и полуострова Малакки. — Едва ли примут вас, — говорил есаул. — Уж очень у нас многолюдно. Пошли тогда казаки на французский пароход, что в Порт-Саиде стоял, взяли билеты до Сингапура. Пароход загудел и пошел по каналу, между песков, вдогонку за «Херсоном». Но в море ожидал шторм страшный, так что Барышников чуть богу душу не отдал. И наконец встал перед ними красивый остров, зеленый, — Цейлон. Там догнали «Херсон», рукой ему помахали. Три дня пароход стоял в Коломбо. Три дня казаки только на ночь в каюту возвращались. Первый день про Беловодию спрашивали, — нашли одного армянина, что по-русски понимал, заплатили ему хорошо, и помогал он вопросы задавать — и тамошним монахам, что в желтых одеждах ходят и Будде поклоняются, и англичанам, которые островом владели, местный народ покорили. Про Беловодию не узнали, поехали в тамошнюю деревню, смотрели, как землю пашут, у рыбаков побывали. Июль месяц к концу подошел, а французский пароход тем временем покинул Коломбо, перешел Индийский океан, проплыл вдоль Малаккского полуострова, Смотрели казаки на лесистые острова, и Хохлов записывал: «Вероятно, этот лес не видал человека-хищника, у которого сверкает в руках топор и шипит пила, только слышит пароходные сигналы, которые пугают гнездящихся в этих лесах разных красивых и дорогих птиц. В особенности множество попугаев разного цвета, которые ценятся в тех местах не выше 3—4 рублей». Вот и порт Сингапур. На него у казаков была большая надежда. В эти края мало кто забирался. И вроде бы в этих краях и должно начинаться Бело-водское царство. «Спустились мы по сходням на берег и вышли на площадь, где стояли в 4 ряда извозчики с двухколесными на рессорах экипажами американского изделия... Поместились мы двое с Макси-мычевым в одну коляску... Извоз чик, не медля нисколько, сам зашел в оглобли, обратился к нам и спросил на своем наречии: «Куда прикажете ехать?» ...Мы дивились неслыханной езде: человек зашел в экипаж и бежал, как добрый конь... По телу его потекли ручейки пота...» Извозчик отвез казаков до дома, на котором русская надпись была. — Вероятно, русские? — увидев казаков, спросил консул, сидевший за большим столом на веранде. — Сколько вас, куда едете? Какая это на вас форма? — Мы уральские казаки, — отвечают землепроходцы, — разыскиваем русский народ, который вышел из России давно, ста два лет и более тому назад. Нет ли в этих местах русского православного народа? Тут еще один мужчина подошел. И женщина с ним. Женщина и ответила: — Я живу здесь уже семь лет, получаю сведения и ведомости с разных островов, но не слыхала, чтобы где проживали русские. Рассказали казаки русским все в подробностях. Консул й другие его помощники смеяться не стали, подивились только, как далеко казаки забрались. ...Еще через несколько дней добрались казаки до города Сайгона. Пароход поднимался по широкой реке и с рассветом подошел к пристани. Город встретил казаков отдаленным колокольным звоном. — Слышите, колокольный звон, — сказал Барышников. К тому времени лишь он один еще в Беловодию верил. Да и разница была между ним и товарищами. Те в любом порту сразу на берег — с людьми говорят, смотрят, в вере нарушаются. А Барышников из каюты или из гостиницы командует, книги божественные читает. Барышников торопил Макси-мычева с Хохловым, чтобы они скорее в город бежали, по звону Беловодию нашли. На пристани казаков снова бегунки встретили — запряжен человек в коляску вместо лошади, сам почти голый. Стыдно на таком ехать, да что делать — звон стоит в воздухе, манит. Весь день пробродили казаки по городу, далеко за город уезжали, поняли, что и здесь Бе ловодии нету. А вернулись — встретил казаков на пароходе новый пассажир, русский человек. Был в тех краях по делам, знающий человек, по фамилии Куликовский. Спросили они у Куликовского, как страна называется, в которой этот город Сайгон стоит. Какой веры тут люди? Куликовский про страну рассказал, про буддийскую веру. Казаки ему и открылись. Ведь им этот самый Индокитайский полуостров указан был Аркадием как беловодские места. — Нет, — сказал на все это Куликовский, — нет здесь страны Беловодии. Желаете ли вы посмотреть на карту этого полуострова? На том город Сайгон и покинули. Шел август месяц. Можно бы возвращаться с чистым сердцем домой, но казаки все-таки решили поставить точки над «и». Еще раз сели на пароход — уж как надоело по морям качаться! — и отправились в последнюю страну — в Японию, так как в легендах про Опонь-ское царство часто говорилось. Итак, прибыли в Японскую империю, поместились в городе Нагасаки и встретили тут, на счастье, человека, что постоянно в Нагасаки обитал и хорошо по-русски объяснялся. С этим переводчиком поездили немного, поспрашивали, потом и русского консула встретили. Спросили его, есть ли надобность дальше ехать, на острова Филиппинские и Сандвичевы. Нет, сказал консул. Хоть и уезжали на эти острова русские люди, но поодиночке, чтобы землю там купить И было все это лишь в недавние времена. Посоветовались тогда казаки и решили домой податься. Нет такой страны Беловодии. Обратный путь через Сибирь тоже оказался долгим и трудным. Два месяца казаки домой через Сибирь ехали, поистратились, оголодали и лишь в октябре домой в станицу вернулись. И рассказали сходу, что нет на свете Беловодии. Нет справедливого царства, а во всех странах, которые проезжали, люди живут в труде, несправедливости и угнетении. И вернулись к своим делам — землю пахать и рыбу ловить. И. МОЖЕЙКО 63 |