Вокруг света 1969-12, страница 12

Вокруг света 1969-12, страница 12

по склонам, иногда срывались в пропасти или замерзали на снежных кручах. На север, толькс на север продолжали двигаться инки, клонясь под тяжестью груза. Золотые чаши и блюда, покрытые хитроумной резьбой, украшенные драгоценными камнями кубки, тусклые слитки золота из храмов — вот что несли на себе эти десять тысяч полуголых людей. Они верили в то, что это ненадолго. Что бородатые убийцы будут изгнаны с их земли, храмы будут отстроены заново и священные реликвии вернутся на свои места. А пока их надо спрятать высоко в горах, на одной из священных горных вершин...

Был страшный август 1533 года. Как и прежде, щедро светило солнце, но не были ласковы его лучи: древнее божество инков Великий Инти отвернул солнечный лик от своих детей, лишил их силы и разума, отдал во власть бородатых белолицых людей Франсиско Писарро. Испанцев было немного. Но, искусно используя междоусобную войну между наслед1 никами Великого Инки братьями Атауальпой и Уаскаром, завоеватели стали хозяевами положения в стране. Обещав Атауальпе помощь в борьбе с братом, Писарро заманил его в свой лагерь. Здесь гордого инку заковали в кандалы и потребовали выкуп. Своф комнату-темницу объемом в 70 кубометров знатный пленник должен был набить золотом и драгоценностями!

По всей стране побежали гонцы — часки. Ё руках они держали кипу — бахрому из длинных шнуров, завязанных в разной формы узлы. Шнуры были .желтого цвета: повелитель требовал золота. Форма и расположение узлов говорили: куда, когда и сколько золота надо доставить.

Выкуп прибыл в срок. Но Писарро не торопился отпускать Атауальпу. Он знал, что выкачал далеко не весь запас империи. Инка, находясь в тюрьме, плел интриги против своего соперника Уаскара и в конце концов добился его умерщвления. Писарро, приказав зарезать Уаскара, получил великолепный козырь в руки: он тут же обвинил Атауальпу в братоубийстве и устроил ему суд по всей форме испанской юриспруденции.

24 августа 1533 года Атауальпу приговорили к смерти и повели на костер. Инка не хотел умирать. Он не проявил ни необходимой выдержки, ни мужества, согласился растоптать законы предков и креститься... Выгадал он немного. Его не сожгли; его задушили железным ошейником — гарротой. Хотя душили уже не Атауальпу, а «раба божьего Франсиско де Атауальпу» (Писарро стал его крестным отцом). Вот, пожалуй, и все. Но накануне смерти...

Накануне смерти обреченный Атауальпа тайком переправил верным людям свое последнее прощальное письмо — кипу. Оно было необычным. Узелки были привязаны не к веревке, а к бруску золота. 13 узелков, последнее послание последнего Инки. Что было в этом письме? Ответить на это пока не может никто.

Факт тот, что сокровища из храмов почти в тот же день бесследно исчезли. Говорят, их спрятали где-то в высоких горах, в строго засекреченном тайнике, под охраной всесильных инкских богов. Где?

КАКОГО СЛУШАТЬСЯ СОВЕТА?

Четыре с лишним века золото инков будоражит умы охотников за сокровищами. В древних рудниках Перу и на высоких плато, в глухих пещерах и на склонах Анд — во всех уголках бывшей империи инков роются кладоискатели. Их воображение воспалено не без основания: золото инков существует, оно не легенда. Слишком много сведений о нем перекочевывает из поколения в поколение. Весь вопрос — где искать?

Можно начинать с Аргентины и Боливии. Или с Чили? Нет, надежнее подняться повыше, посевернее, по следам десяти тысяч носильщиков — в Эквадор. Помните рассказ Джека Лондона «Бесстыжая»? Там говорится о том, что на вершинах Эквадорских Анд, среди снежных полей и громадных каменных глыб покоятся исполинские золотые самородки. Вернее, тысячи бывших самородков, перелитых уже здесь, на месте, в колоссальные плиты золота, покрытые сверху для камуфляжа какой-то сероватой краской. Только вот одно настораживает. Главный герой

рассказа произносит странную фразу: «Вы бывали когда-нибудь в Эквадоре? Так вот вам мой совет: не ездите туда...» Почему?

Действительно, почему искать не в Эквадоре? Разве не именно туда, в северную часть империи инков, ведут все пути? Туда, повинуясь тайному узелковому приказу погибающего Атауальпы, скорее всего отнесли верные инки весь оставшийся «золотой запас» своей страны. На какой-нибудь вершине в искусно замаскированном укрытии наверняка лежат сокровища. И какие! Достаточно перемножить десять тысяч на... ну, скажем, на 20. Вряд ли груз каждого носильщика был меньше 20 килограммов. Получаются ошеломляющие цифры, две сотни тонн золота!

В Эквадоре почти нет «спокойных» вершин. Там вместр них — конусы вулканов, действующих или потухших, но одинаково грозных и устрашающих. Но какую же из этих вершин назвал Атауальпа? Нужна счастливая догадка.

Скорее всего ответ заключается в роковом числе 13 Помните, 13 узелков на золотом бруске?

И НЕ ВЕРНУЛИСЬ...

Доктор Курт фон Риттер из Кито, эквадорец немецкого происхождения, в начале шестидесятых годов принялся последовательно изучать старинные дороги и тропы, бегущие на север от Куско. Одна из таких дорог, причудливо обвивая подножья Анд, устремлялась к вулкану Сангай. Двигаясь путями инков к подножью вулкана, Риттер вдруг обнаружил, что миновал по дороге двенадцать четко выраженных в рельефе снежных пиков. Сангай был тринадцатым...

На стыке Западной и Восточной Кордильер (так называют главные цепи Анд) в вулканическом горном узле стоит увенчанный снежной шапкой один из самых активных вулканов мира, неприступный и страшный Эль-Сангай. Это священная гора индейского племени хива-ро, место захоронения вождей и героев. Но одновременно Сангай — священный бог Огня древних инков, изрыгающий пламя часовой, охранитель этого народа. Над его вершиной

10