Вокруг света 1969-12, страница 64

Вокруг света 1969-12, страница 64
синг-синг

У ГОРЫ ХАГЕН

Два дня подряд гремят барабаны у подножья горы Ха-ген, два дня подряд пыль, взбитая ногами танцоров, застилает небо. Два дня в огромных ямах, засыпанных раскаленным углем, пекутся бататы, а собаки, сбежавшиеся невесть откуда, грызут свиные кости и даже не дерутся, так много костей остается после пиршества. Два дня идет синг-синг, самый большой синг-синг на Территории Папуа.

Что такое синг-синг? Праздник, посвященный вступлению мальчиков в воины? Свадьба, на которую одна деревня приходит в гости к другой? Безудержное и исступленное веселье? Всеобщее обжорство, давно ожидаемое и сменяющееся привычным голодом? Синг-синг — все это вместе взятое. Но нынешний синг-синг в городке Маунт-Хаген не только это.

Три с лишним десятка лет назад несколько австралийцев-золотоискателей, пробравшись через непроходимые горы Сент-рал-Рейнджа и хребта Бисмарка на Территории Папуа, с удивлением обнаружили, что эти места, отмеченные на картах как безлюдные, густо населены. Папуасы же горцы с не меньшим удивлением убедились, что за пределами гор существует другой, непохожий на их собственный мир. До тех пор знакомые горцам места ограничивались пределами собственной деревни, потому что жителей деревушек, расстояние между которыми по прямой километра три-четыре, разделяют джунгли, глубокие пропасти и абсолютная несхожесть языка.

С тех пор на карте Территории Папуа появилось немного точек — поселков — и несколько не очень длинных линий — дорог. И поселки и дороги построены руками папуасов.

Сначала в новооткрытые места устремились экспедиции: сержант с десятком полицейских — прибрежных папуасов, «освоенных» колонизацией раньше. Явившись в деревню, сержант переписывал жителей и назначал вождя — тултула (у самих папуасов никаких вождей

никогда не было, и даже само слово «тултул» не папуасское, а меланезийское).

Через некоторое время полицейские появлялись снова, и изумленные папуасы узнавали о том, что отныне они должны платить налоги, причем деньгами. Денег у горцев отродясь не было, и они слабо представляли себе, что это такое. В случае недовольства сержант и его подчиненные действовали согласно инструкции, не запрещавшей использование огнестрельного оружия.

Налоги, объявлял сержант, можно отработать, и экспедиция уходила из деревни, уводя с собой цепочку неплательщиков. Их руками и было построено все на Территории Папуа.

Хотела этого администрация или, скорее, нет, но на этих стройках, а также на плантациях люди из разных племен знакомились и переставали бояться один другого.

Перед возвращением в родные места они покупали железные мотыги, топоры, серпы — орудия примитивнейшие для XX века, но совершенно переворачивающие жизнь века каменного.

В городишко Маунт-Хаген на синг-синг сходятся раз в году шестьдесят тысяч папуасов и несколько сот торговцев. Конечно, это настоящий синг-синг, и, конечно, на ярмарке, открывающейся на эти два дня, торгуют и ожерельями из собачьих зубов, и закрученными кольцом кабаньими клыками, и излюбленной всеми папуасами без различия пола и возраста губной помадой. Но любой торговец подтвердит, что в торговле с папуасами уже не обойдешься зеркальцами да бусами, гораздо больше требуют покупатели сельскохозяйственные орудия.

...Отгремели барабаны, горцы собираются домой. Люди выходят из городка тихо, будто каждый из них вспоминает, что видел он за эти два дня — знакомого и известного или странного и непонятного.

Что еще надо понять и запомнить...

Л. МИНЦ 61