Вокруг света 1970-05, страница 49

Вокруг света 1970-05, страница 49

лый год и где есть города и поселки, стоящие на виде. Как Венеция.

В средних широтах не растет толстоствольных деревьев, позволяющих целиком из них делать лодки. Здесь приходится довольствоваться более тонкими стволами, которые выдалбливают через щель, а затем расширяют, распяливают Так делают челноки. Борта у челноков часто наращивают. В свое время это подтолкнуло человека к строительству лодок из отдельных досок. Тупоносые лодки бороздят озера и прибрежные воды морей в этом более континентальном поясе. Плоскодонные, с вытянутыми носами Шнявы, расшивы, дощаники, илимки, ветки плавают по рекам. Строят в средних широтах и лодки из бересты — материала, так любимого североамериканскими индейцами.

В полярном поясе характерный материал для постройки лодок — кожа. Из нее делают здесь лодки не только потому, что дерево на севере дефицитно, но и из-за таких великолепных качеств кожи, как эластичность, легкость, упругость. В лодках из кожи можно уверенно плавать в сложной ледовой обстановке. Из кожи делают байдары на Камчатке и Чу

котке, эскимосские каяки, торосные зверобойные карбасы на Мурманщине и на Новой Земле.

Когда же на севере строят лодки из досок, то их стараются уподобить кожаным, доски не сбивают гвоздями, а сшивают вицей, придающей лодке большую эластичность, упругость и монолитности.

Любопытно, что в горах где условия плавания приближаются к ледовым, где лодки должны пружинить, не ломаться от удара о камни, быть легкими, они гоже иногда изготовляются из кожи. На надувных бурдюках еще древние ассирийцы в V веке до н. э. переправляли целые военные десанты...

Так, мы добрались до полюса, а в этих местах пока еще, как известно, плавают лишь на льдинах. Хотя вспомним, многие путешественники, исследователи Севера, орали с собой легкие кожаные байдары.

Достижения древнейших конструкторов использовались во все века. Используются и сейчас. Примеры? Их многи. Взять хотя бы двухкорпусные океанские траулеры-катамараны и\и спасательные плоты-понтоны, лежащие на палубах современных судов, что могут гордиться своим прадедом, проплывшим некогда рядом с каравеллами Писарро.