Вокруг света 1971-11, страница 50

Вокруг света 1971-11, страница 50
«...К РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОЗНАНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ»

Сто пятьдесят мет назад закончилось плавание первой русской Антарктической экспедиции, Два с половиной года шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева ходили, как тогда говорили, «около света» для «ос-мотрения тех частей океана, кои миновали взоров прежних мореплавателей; главная же цель была в достижении самых больших широт как на юге, так и на севере».

Значение экспедиции Беллинсгаузена — Лазарева переоценить невозможно. Открыты были двадцать восемь групп островов в Тихом океане, проведены обширные астрономические, океанологические исследования в тех районах, которые оставались «белыми пятнами» на картах мира. И главное — была открыта Антарктида, целый континент.

В составе экспедиции был выпускник Академии художеств Павел Михайлов, который специальной

«Инструкцией от Адмиралтейского департамента» обязан был «записывать все, дабы сообщить сие будущим читателям... не оставлять без замечания ничего, где случится увидеть что-нибудь нового, полезного или любопытного не только относящегося к морскому искусству, но вообще служащего к распространению познаний человеческих».

Михайлову не принадлежит честь открытий географических, но каждый лист его живописного дневника, хранящегося в Государственном историческом музее, — это этнографические, антропологические и природоведческие наблюдения столь точные, что и по сей день служат источниками для научных изысканий.

В этом номере мы приводим некоторые страницы живописного дневника П. Михайлова с выдержками из воспоминаний и писем других участников экспедиции. Часть работ П. Михайлова публикуется впервые.

ВИД ОСТРОВА МАКВАРИ1

«Многие тысячи пингвинов, один возле другого стоявших, покрывали собой значительную ее (равнины) часть и походили издалека на большую армию. Над головами нашими во множестве летали аль

1 Остров Макуори в Тихом океане.

батросы, эгмондские курицы, морские чайки и другие птицы, даже попугаи. Из высокой травы выглядывали иногда большие черные блестящие глаза больших зверей, которых промышленники называют морскими слонами... Большая часть их погружена была в глубокий сон. Мы пробовали бросать камни в слонов, животные лениво пробуждались, испускали страш-^

ный крик и убирались в воду...» (мичман шлюпа «Мирный» П. Но-восильский).

«На оном острове лесу нет, травы премножество. Есть промышленники, ловят разных зверей, и есть премножество птиц разных, особливо пендвин, и пребольшие, тянут весом по пуду, а другие более» (матрос 1-й статьи Егор Киселев).

ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ