Вокруг света 1972-02, страница 12

Вокруг света 1972-02, страница 12

ВЕРТОЛЕТЫ БРАЛИ ТОЛЬКО ЛЮДЕЙ

Л. МИНЦ, наш спец. корр.

ШГ - «есть на непрочную пло-"Ж рЩскую крышу было нель-wk | т зя. Вертолет зависал низко над домом, сбрасывал веревочную лестницу, и люди, передавая детей, карабкались в кабину. Кое-кто норовил сунуть сначала ковер, свернутый рулоном, или телевизор, но ни времени, ни места ни для чего другого, кроме людей, не было. Вертолеты брали только людей...

Пилот сбавил высоту. Почти точно под нашим вертолетом степь разрезало серо-черное шоссе. Пересекая его наискось, ка^ тилась какая-то желтоватая масса. Вертолет снизился ней, и теперь я отчетливо Ъидел, как овцы, останавливаясь, задирают головы, а когда тень вертолета накрыла их, овцы рванулись вперед и побежали, пытаясь догнать нашу тень. Было видно, как они начали отставать и как пастух, сорвав с головы шапку, машет ею.

— Узнали, — усмехнулся пилот, — когда снега сильно подвалило и стада были отрезаны от кормов, мы подвозили сено.

Я уже не слушал его и мысленно видел эту степь другой, видел других людей, другое время года...

...Это было более двух лет назад. Такого снега и таких морозов не мог вспомнить ни один из местных жителей, даже самые глубокие старики, которых вроде бы уже ничем и не удивить. Бюро прогнозов авторитетно заявляло по радио, что «подобное явление наблюдалось последний раз девяносто лет назад». Вначале снегу радовались. Особенно дети. Снег, правда, им приходилось видеть и раньше, но, скажем, бабы из него слепить было невозможно, он таял с первыми лучами солнца, залеживаясь до полудня лишь в самых укромных уголках.

Этот снег не таял. Ртуть в градусниках сжалась до сорока градусов — минус сорока, и казалось, что. столбик ее не со

кращается больше лишь потому, что сам замерз, превратился в железку, и не может больше ужиматься.

Амударью мороз взял за горло, и река застыла, превратившись в две с половиной тысячи километров льда. Две с половиной тысячи километров — с юго-востока на северо-запад.

Язык теплого воздуха, лизнув ледник Вревского на склонах афганского Гиндукуша, откуда река берет свое начало, поднял температуру в верховьях (где она зовется Вахджиром и Пянджем) до пятнадцати градусов тепла и растопил лед. По узким каменистым долинам бесчисленных притоков в Аму хлынула бешеная вода.

В низовьях же, на равнине, у берегов Аральского моря, по-прежнему по ночам держались сорокаградусные морозы. Днем было минус десять. Лед был толст и прочен. К как стремительно ни неслась вода, сломать его ей не удавалось, и потому она шла то под лед, то разливалась по нему. Ночью эта вода тоже замерзала, и так образовался на Амударье многослойный лед. Между слоями плотно набилась шуга — каша из битого льда.. Днем вода прибывала вновь. Не в силах прорваться сквозь запертое русло, она стала разливаться по равнине. В середине января воды Амударьи начали заливать город Чарджоу...

В это утро Овчинников, Дубина, Пантелеев и другие вертолетчики вернулись с учебных ночных полетов. Но никому из них не удалось попасть домой. Вообще домой удалось попасть не скоро. Был отдан приказ немедленно вылетать в Чарджоу.

Все дальнейшие приказы надлежало получить на месте сообразно создавшейся ситуации. Низменные кварталы города уже затопило, но аэродром гражданского флота был почти сух, и пилоты посадили вертолеты там. Летчики собрались в здании аэровокзала — поговорить с

Фотоэтюд В. ОРЛОВА

ю