Вокруг света 1972-02, страница 7

Вокруг света 1972-02, страница 7

жащие, уступали в пользу голодающих Поволжья». Тут уж, согласитесь, нечто нестареющее: уходят в предание нормы хлеба, но братство народов, коммунистическое товарищество остается непреходящим, откладывается чертой характера, становится нормой поведения. Сегодня Армения делится хлебом — завтра Россия поделится с нею станками.

КАМЕНЬ И ДОМ. С чего начался здешний человек? С борьбы против каменной пустыни или борьбы з а камень? Может быть, прежде чем расчистить первую делянку под посев, он высек из камня огонь? Или вытесал из базальта топор? Или... В нашем народном эпосе есть рассказ о том, как два богатыря Санасар и Багдасар, предки самого Давида Сасунского, надумали заложить крепость. И перво-наперво произошел между ними, как сказали бы теперь, диспут: с чего стройку начинать? С крепостных стен или с жилья для строителей? Начали — в назидание и некоторым нынешним хозяйственникам — с жилья...

Камень, строитель, жилище — три эти слова, если и не грамматически, повязаны кровно. Посмотрите на карту Карастана: село Мармарик (Мраморное), поселок Пемзашен (Пемзовый), село Крашен (Известняковое)... Кажется, еще недавно армянин превращал в жилище скалу — между прочим, зимой в ней было тепло, летом — прохладно. Кажется, еще наши родители жили в «коммуналке» — люди и скот бок о бок, обогревая друг друга, зимовали под одной шатровой или плоской крышей с окном-дымоходом посредине...

Одно из последних таких сел — Шинуайр, «Отец деревень», вот-вот превратится в музей под откры

тым небом, в международный туристский центр молодежи. Жители Шинуайра, как легко догадаться, перебрались на новое место и живут по-новому: удобно, как в городе, и уютно, как в селе.

Сравнивать Армению со строительной площадкой, отмечать, что армяне с успехом строят не только у себя в республике, но и далеко от нее, стало таким же привычным делом, как называть Ереван розовым. А строящийся Ереван тем временем уже живет новыми заботами, и слово «бетон» звучит на его стройках так же часто, как вчера звучал «туф». В образ древнего города удачно вписываются громады новых зданий и среди них — дома-трилистники братьев Саакян. Рубен и Александр — энтузиасты строительства двенадцатиэтажных домов новым способом — подъема этажей. Их дома в буквальном смысле растут с неба. Пока на специальных колоннах закрепляется верхний, двенадцатый этаж, на земле собирают одиннадцатый. Скорость подъема, — один этаж за сорок минут! Таким способом уже построено полтора десятка домов в форме трилистника, а за пятилетку будет построено сто. Красиво, быстро, а главное, выгодно: каждый шестой дом братьев Саакян — из сэкономленных материалов.

Много и разных каменных жилищ строится в Карастане. В городском ансамбле стал уже привычным фасад прославленного Матенадарана — жилища для уникальных рукописей. Строится жилище для звуков — Дом Комитаса... А по городским магистралям и сельским дорогам спешат самосвалы грузовики с раствором, с бетонными плитами, с блоками туфа и базальта. Старые армянские боги —

Фонтанчики в тяжелых чашах — непременная деталь улиц и площадей городов Армении.

Во дворе Татевского монастыря стоит чудо архитектуры — качающийся восьмигранный столб на шарнирном основании.