Вокруг света 1972-07, страница 79

Вокруг света 1972-07, страница 79

буждение поединка, правила которого мне неизвестны... А что еще? Я ничего не узнал о себе: страх нельзя измерить, действие его безотчетно.

Я могу сказать, что в наших встречах с акулами нас лучше всего защищали крайняя осторожность и великое уважение к этому животному и к его «вооружению». Позже к этому присоединился опыт и инстинктивная оценка опасности при каждом погружении.

Но это такой вид знания, который нельзя передать, это чисто личное. И все-таки даже отрывочная информация может помочь подводному пловцу, хотя бы подготовить его к встрече с акулой, если она окажется неизбежной.

КОММЕНТИРУЕТ ЖАК-ИВ КУСТО:

До сего дня большинство научных опытов с акулами производилось с экземплярами, которые содержались в неволе. Они интересны, поскольку дают какие-то данные о поведении акул, но мало что говорят о том, как себя ведут акулы на воле.

Статистика несчастных случаев', в которых повинны акулы, по-прежнему очень ненадежна. Она касается преимущественно купальщиков и почти всегда основывается на не очень-то достоверных свидетельствах рыбаков или на информации • из вторых рук.

Наблюдения аквалангистов более интересны, но не систематизированы и подчас противоречивы. К тому же авторы отчетов нередко заражены комплексом героизма.

Вот почему эксперименты, статистику и наблюдения надо оценивать осторожно. Я убежден, что

было бы абсолютно преждевременно делать сейчас какие-то выводы о том, какие опасности грозят подводному пловцу при встрече с акулой.

Но если невозможно сообщить в этой книге окончательные выводы, то можно, во всяком случае, поделиться личными соображениями.

ДЛЯ ПЕССИМИСТОВ:

Любой вид акул, даже самый смирный, в силу своего анатомического строения представляет грозную потенциальную опасность. Если судить по литературе, всего страшнее большая белая акула с ее огромными челюстями и большими треугольными зубами. Она, правда, встречается очень редко. Гораздо большей опаски заслуживает кархаринус лонгиманус.

Молодые, а следовательно, самые мелкие акулы наиболее нахальные. Даже совсем маленькая акула, длиной с полметра, может серьезно ранить человека.

Акулы приходят издалека, чтобы расправиться с рыбой, получившей повреждение.

Акулы привыкли бесстрашно атаковать все, что плавает на поверхности воды. Они способны наброситься даже на винт подвесного мотора. Это делает их опасными для плов^цов, тем более если пловец сильно плещется в воде и шумит. Для подводников особенно опасны моменты погружения и выхода из воды.

Даже самый маленький укус акулы опасен и может стать роковым — ведь хищница отрывает изрядный кусок мяса. Добавьте сюда действие шока. Жертва акулы вполне может умереть от шока, хотя укус и не задел жизненно важных органов.

До сих пор нет действенных способов отгонять акул от тех мест; где вы погружаетесь, — ни химия, ни звуковые волны, ни электрическое поле не дают гарантии.

Опасно погружаться без мощных средств защиты — в виде, например, прочной клетки — ночью и в мутной воде особенно.

Опасно проявлять страх при встрече с акулой: она инстинктивно чувствует это.

Опасно провоцировать акулу на оборонительные действия, атакуя ее (подводным ружьем, винтовкой, взрывчаткой, электрическим разрядом) или хотя бы пугая ее — например, загоняя ее в такое место, откуда нет выхода.

Когда акулы собираются в стаю, предсказать их поведение невозможно. Неведомые нам причины могут вызвать у них внезапное бешенство.

ДЛЯ ОПТИМИСТОВ:

Настоящие «людоеды» всегда находятся где-то «в другом месте», В Европе считают опасными воды у берегов Сенегала (Западная Африка), В Дакаре вам посоветуют остерегаться Красного моря и Джибути, В Джибути с гордостью расскажут, что здесь не было ни одного несчастного случая, а вот у Мадагаскара-де море кишит кровожадными акулами. На самом Мадагаскаре на западном побережье считают самыми грозными «восточных» акул, на востоке —■ «западных».

По какой-то случайности самыми опасными считают наиболее редкие виды. Это как-то нелогично, Будь белая акула на самом деле такой грозной, она, наверно, была бы и более широко распространена, мы чаще встречались бы с ней. Белые акулы, ко-

ЧИТАТЕЛЬ СООБЩАЕТ

УВАЖАЕМАЯ РЕДАКЦИЯ!

Прочитав в вашем журнале фрагменты из книги Кусто об акулах, я хотел бы привести некоторые цифры и факты, касающиеся этого весьма зубастого предмета разговора. Дело в том, что мне пришлось наблюдать акулий промысел в Гвинейском заливе. Я заинтересовался объектом промысла, и вот что мне удалось установить.

Оказывается, человек ест акулу куда с большим аппетитом, чем она его. Если число жертв акульей невоздержанности выражается единицами (с 1917 по 1961 год в мире было совершено 560 нападений акул на людей, из которых половина окончилась трагически), то количество ежегодно съедаемых акул представляется пяти-, а то и шестизначными цифрами.

Особенно велик спрос на пищевые виды акул в Италии, а ташке в ряде африканских и азиатских государств. Оптово-сдаточные цены достигают 500 долларов за тонну, что соответствует ценам на самые деликатесные сорта рыб.

И это не случайно. Мясо таких видов акул, как мако и некоторых других, весьма вкусно и пита

тельно Кроме тогг\ р с^е б'льшим спросом

пользуются а^учьи ' с*-xl-^чыр и вяленые,

они идут не ~ г-? зри-v. в о супа, ко

торый у многих жлтй нашей планеры считается лакомым блюдом. Не -зк\ ~га ценится не только в кулинарии. Шкура акулы обладает рядом ценных свойств и прежде всего — высокой прочностью, которая более чем в полтора раза превосходит воловью. Еще в Древней Греции акулья шкура применялась для полировки твердых пород дерева; ею же пользовались в качестве прокладки в уключинах лодок. В XVII—XVIII веках большое распространение получило производство шагрени — той самой, что так поэтически описал Бальзак, Собственно говоря, шагрень — это и есть акулья шкура с декоративными узорами

После второй мкго?о# р США. нашли спо

соб удаления г ан* гв^сЫ чешуй.

Компания «Оушн ггде1? ча* гвоем предприятии в Ньюарке ежегезне Т'. : -yzr- Зот^вает цо >0 тысяч акульих шкур и и^Г'Тсзлл^н 43 них ремни, бумажники, мужскую обувь и так далее.

Таким образом5 «волки морей» представляют собой реальную плавающую ценность.

С. БЕЛКИН, инженер-кораблестроитель,

Ленинград

77