Вокруг света 1972-10, страница 59Монах в желтом одеянии, нисколько не удивленный поздним визитом, ведет нас к своей келье. Лязгает ключ в огромном висячем замке, и перед нами темная, с узкими окнами и низкими потолками комната. Тусклый свет ночника вырывает из темноты длинный ряд стенных полок, заставленных книгами. Монах снимает с одной из них расшитый ящик-футляр, сделанный из картона и обтянутый синим холстом. Отстегивает костяные пуговицы и вытаскивает несколько ветхих книг без обложек. Тексты на китайском, тайском, санскрите. С помощью монаха читаем: «В луну третью правления Их Божественного Величества соседи пошли войной. Их Божественное Величество повелел снарядить лучшего слона и в сопровождении брата и приближенных отправился усмирить дерзкого соперника, принца бирманского. Принц не один пришел, но привел ораву целую лицезреть предстоящую войну. Слон божественной особы из-за весенних причин зол был. Увидел огромную ораву — бросился в гущу. Так Их Божественное Величество оказалось в окружении врагов. Те размахивали копьями с умыслом умертвить божественную особу. Однако ж их принц не позволил им заниматься столь благородным делом. Разогнал всех. И начался решающий поединок. Неприятель нанес удар мечом. Шлем Их Божественного Величества вдребезги разлетелся. Но Их Величество, славно маневрируя, копьем разящий удар нанесло. Упал враг наземь. Когда хотели его в чувства привести, оказалось — уже к праотцам отправился...» Запись прерывалась. Все. Война на этом была окончена. Так в быстротечных «слоновьих дуэлях» в далекие средние века враждующие соседи в Юго-Восточной Азии сводили друг с другом счеты. Вместо того чтобы собирать войска, вооружать и обучать их, страны-противники постепенно пришли к такой форме войны, когда в ней участвовало всего лишь несколько человек. Как правило, людьми, участвовавшими в войне, были сами главы государств — короли, принцы, князья и их ближайшее окружение. Они садились на слонов, брали в руки длинные изогнутые мечи, выезжали куда-нибудь «во чисто поле» и сходились с врагом в поединке. Если монарх оказывался поверженным, значит считалась побежденной в войне и вся его страна. Глава государства был символом военного могущества. Проиграв битву, он лишал своих подданных морального права сопротивляться. Войска победившего противника беспрепятственно оккупировали страну и становились ее полновластными хозяевами. Правда, ненадолго. Вдоволь награбив, они убирались восвояси, и история повторялась: вновь вспыхивали «войны», кончавшиеся вторжениями и грабежами. Слоновьи дуэли — дело весьма сложное. Во-пер-вых, слон — животное гораздо менее маневренное, чем, скажем, лошадь, а во-вторых, слоны в отличие от лошадей принимали самое непосредственное участие в схватке своих седоков. Ярость всадников быстро передавалась животным, и они вступали в единоборство друг с другом, сплетаясь хоботами и сшибаясь клыками. Дело доходило до того, что слоны поднимались на дыбы и сбрасывали сражающихся монархов на землю. Поэтому слонов нужно было готовить к битве самым тщательным образом. Даже у обученных слонов с солидным стажем службы не исключены случаи бешенства, потому-то слонов для королевского боя специальные комиссии отбирали со всей мыслимой тщательностью. Хитроумными тестами эксперты определяли, достаточно ли энергичен слон, достаточно ли он проворен и храбр и так ли умен, чтобы ему можно было доверить судьбу монарха и всего государства. Все было важ но: форма головы и шеи, размеры хобота. Рот слона должен был быть красным, ноги — крепкими и прямыми, как столбы, уши — большими. Столь мощное орудие, как боевой слон, обслуживала целая команда прислуги — семь человек, больше, чем у Самого тяжелого современного танк^. Команда делилась, говоря современным языком, на палубный экипаж и группу наземного обслуживания. В экипаж — он помещался на слоновьей спине входило трое людей. Впереди, на шее животного, восседал сам монарх, й именно он непосредственно вел бой. На спине слона сидел йторой человек — сигнальщик. Третий помещался сзади — это был погонщик. Сигнальщик передавал команды монарха воинам, и в нужный момент они принимались топать ногами, кричать и бить копьями о щиты. Второй его обязанностью, гораздо более важной, было вовремя подавать сражающемуся с врагом королю или принцу нужное оружие. В зависимости от обстановки он подавал копье, кривой меч, прямой короткий меч, крюк для захвата и любое другое оружие, которое могло понадобиться монарху. Если в ближнем бою, когда слоны захватывали друг друга клыками, сигнальщик ошибался и подавал не то оружие, поражение монарха становилось неминуемым. Казнь сигнальщика тоже... От третьего человека, сидевшего на крупе слона, успех поединка зависел тоже в немалой степени. Он следил за тем, чтобы животное не пошло в неверном направлении, не вышло из подчинения. Но в критические, решающие моменты король брал управление слоном в свои руки (а иногда и в ноги — если руки были заняты), дергая за крюки, привязанные к ушам животного. Притом нужно было заставить слона не просто напирать, но, главное, наносить мощные удары хоботом и клыками слону противника, захватывая его, выводя из равновесия и просто причиняя сильную боль. В группу наземного обслуживания входило четверо пеших. Они занимали позицию у ног животногс. и следили за их безопасностью, ибо слон с раненой ногой сразу же выбывает из строя. (Попробуйте себе представить разъяренного слона, от ног которого вы не имеете права отойти ни на миг, и вы поймете, почему вакансии на столь почетную службу всегда были открыты...) На битву слон шел без всяких украшений, чтобы ничто не мешало ему двигаться. Перед тем как отправиться в бой, короли и принцы совершали предписанные обряды. Нужно было набрать в руку горсть земли и обратиться с молитвой к матери-Земле, прося ее поддержки. Затем монарх обращал-, ся к предкам, призывая все их достоинства — храбрость, ловкость, неукротимость — себе на помощь. Оставив город и выехав в открытое поле, король терял право произносить резкие слова в разговоре со своими приближенными даже по адресу врагов. Головной убор монарх снимал, а на шею вешал амулет. Считалось, что несоблюдение любого из предписаний лишало амулет чудодейственной силы. Королевские жены и дети тоже обязаны были придерживаться строгих правил: нельзя было красить губы, подводить глаза, чернить зубы, воспрещалось танцевать, петь, ссориться и бить посуду, ибо все это тоже могло повредить исходу боя... А подданные? Что оии — покорно позволяли чужеземцам грабить свои дома, даже не пытаясь сопротивляться, если монарх проиграл поединок? Бывало и так. Но бывало, что народ все же поднимался на захватчиков... Но это настолько противоречило «дуэльному кодексу», что не записывалось в придворные хроники. Е. СЕВАСТЬЯНОВ 57 |