Вокруг света 1973-03, страница 29

Вокруг света 1973-03, страница 29

фондовой бирже, в банках, отчеты ежегодного собрания акционеров, статистику производства, географию распространения продукции и так далее. На этой стадии никто из «команды» не пытается проникнуть за стены предприятия фирмы. Покамест только засекают время прихода и ухода, закусочные, где обедают сотрудники, выходы во время рабочего дня, средства связи (телефон, курьеры), номера машин, и внутренних телефонов. Наблюдение, как правило, ведется не больше недели, иначе есть риск, что оно привлечет внимание. Но уже по истечении этого срока выявляются любопытные детали. Самые желательные из них — это подозрительные знакомства и связи сотрудников обрабатываемого объекта.

На пятый день решено было провести разведку на местности.

После обеда, смешавшись с толпой сотрудников, в здание вошла молодая женщина в легком платье. Ее задачей было запомнить план предприятия, расположение запасных входов и, если удастся, кабинета главного управляющего. (К этому времени уже были известны фамилии начальников отделов.)

Полтора часа миловидная женщина ходила по зданию, зарисовывая в миниатюрный блокнотик схему. Никто не обратил на нее внимания. Единственный раз, ошибившись дверью, она в ответ на вопросительный взор мило улыбнулась:

— Простите, я новенькая, попала не на тот этаж. Где кабинет мосье Эрцога?

— Этажом ниже, мадемуазель. Вас проводить?

— Нет, благодарю, я сама.

Тем же способом она нашла

приемную управляющего, где ее ожидала удача. Секретарь как раз был в кабинете шефа. Женщина на цыпочках подошла к пишущей машинке, открыла крышку, взглянула на номер и тут же покинула приемную.

Наутро у секретаря управляющего раздался телефонный звонок:

— Добрый день, мосье Рибу. Говорят из фирмы конторского оборудования. Мы заменяем сейчас каретки в последней партии пишущих машинок с номера та-кого-то по такой-то. Машинки должны были выйти в улучшенном варианте, но мы не успели со сроками... Дело займет всего две-три минуты. Наш техник явится к вам в обеденный перерыв. Мерси.

Ровно в двенадцать перед про

ходной фирмы остановился фирменный фургончик с надписью «Тапекс. Конторское оборудовав ние»; оттуда вышел мастер в спецовке с упакованными в картон каретками. Из проходной его проводили в приемную управляющего, где уже ждали секретарь и стенографистка.

— Всего две минуты, мосье. Эта модель сильно облегчит вам работу, мадемуазель. А с прежней кареткой у вас рано или поздно все равно начались бы хлопоты.

Он снял старую каретку, нечаянно порвав при этом ленту.

— О, я порвал вам ленту... Ничего, ничего, сейчас вставим новую... Вот так. Все в порядке. Видите, гораздо лучше... Всего доброго, извините за беспокойство. Вот телефон нашего ремонтного отдела.

Смятую ленту он небрежно бросил в чемоданчик.

Два часа спустя агенты имели все подробности соглашения, так интересовавшего их заказчика. Контракт читался на ленте не хуже, чем на бумаге...

Промышленный шпион очень похож на обычного шпиона. Их отличают тем не менее два обстоятельства: за индустриальным агентом редко когда охотятся, редко поджидают, а если все-таки ловят за малопочтенным занятием, все, как правило, обходится

БЕЗ ЭКСЦЕССОВ

Действительно, отошли те времена, когда частная полиция заводов Круппа подвергала шпионов пыткам, а трупы хоронила тут же, на территории завода в Эссене. Однако и сегодня правления некоторых американских компаний разрешают своим детективам стрелять в каждого, кто без разрешения прохаживается ночью по секретным цехам. Между прочим, было много случаев избиения журналистов и профсоюзных деятелей: делалось это под предлогом защиты от промышленного шпионажа! И все же, повторяем, это скорее исключения из общепринятой практики в мире бизнеса, где стараются обходиться по возможности без скандала.

Журнал «Лайф» в номере от 20 мая 1966 года поведал историю частного детектива Спинде-ля, которого 74 раза арестовывали в фирмах, где он шпионил, и столько же раз выпускали «за отсутствием состава преступления». Жорж Ланжелаан в упомянутой книге «Новые паразиты» пишет:

«Не так давно мне пришлось читать лекцию об экономическом шпионаже группе промышленников. Аудитория

была настроена довольно скептически. Тогда я предложил провести демонстрацию на месте. Президент одной из компаний вызвался предоставить мне поле деятельности. Мы договорились, что, соблюдая правила игры, он не станет предупреждать служащих о моем визите.

Я вышел из машины у фасада внушительного билдинга, отделанного мрамором и нержавеющей сталью. Солнце отражалось в сотнях окон.

— Ну, приступайте, — с улыбкой сказал мне хозяин.

Было ясно, что прямой доступ довольно хорошо контролируется. Всех входивших посетителей сопровождал рассыльный. Я обошел здание вокруг и увидел, как к неприметной двери подкатил грузовик, с которого стали сносить в котельную ящики. Я спокойно взял один из ящиков и прошел в подвал.

Двадцать минут спустя я спускался по главной лестнице, успев сфотографировать массу необходимых мне вещей на случай дальнейшей атаки. В вестибюле я подошел к стойке для приема посетителей и важно попросил вызвать мне такси. Рассыльный заспешил к дверям, а я, перегнувшись через стойку, достал внутренний справочник фирмы — со всеми телефонами, номерами комнат, шифрами этажей.

Полицейский комиссар, «который ждал с президентом компании на улице окончания эксперимента, вынужден был согласиться, что все произошло в рамках закона. Разве что коажа справочника, но и то надо было доказать, что я именно украл его, а не взял по рассеянности...»

Это пример того, что простота и незатейливость подчас оказываются действенней тщательной разработки. Так, владелец фабрики игрушек в Голландии был неприятно удивлен тем, что его основной конкурент из Западной Германии перед рождественскими праздниками выбрасывал на рынок большие партии игрушек, абсолютно схожих с теми, что намеревался выпускать он сам. Игрушки, правда, были худшего качества, но зато стоили дешевле.

Расследование показало, что на фабрике не было чужого агента. Просто одна из работниц познакомилась как-то случайно с коллекционером игрушек. У того было собрано несколько тысяч резиновых зайцев, плюшевых медведей и надувных микки-маусов. Пожилой человек, это было его единственное хобби. И работница, едва только в цехе появлялась новая модель, спешила порадовать коллекционера. Без всяких денег, разумеется. Просто так-

Излишне говорить, что старичок был нанят конкурентом.

Действительно, во всех этих случаях юридическая сторона дела оставалась почти безупречной. Что же касается морали, то

МОРАЛЬ

В ДЕЛАХ НЕ ПРИСУТСТВУЕТ

В Цюрихе на одной из самых людных улиц расположена адвокатская контора, занимающаяся международными коммерческими

27

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Географический кабинет

Близкие к этой страницы