Вокруг света 1973-03, страница 48

Вокруг света 1973-03, страница 48

что искусство времен Тутанхамона оказалось связующим звеном между искусством Амарны (так называется период правления Эхнатона по имени селения Тель-эль-Амарна — месту, где археологами была найдена столица Ахет-Атон) и последующим периодом.

Не дала гробница Тутанхамона и ответов на вопросы, связанные с загадочной судьбой самого Тутанхамона. Мы так и не знаем, чьим сыном был мальчик-фараон. Неясно даже — отчего так рано окончилась его жизнь? Почему его гробница заполнена сокровищами, отличается от обычных царских склепов и производит впечатление вырубленной в короткий срок? Не предназначалась ли усыпальница, где похоронен Эйе, первоначально для Тутанхамона? Старик Эйе, женившийся на вдове Тутанхамона, почти девочке, вступил на престол после смерти юного царя. Здесь можно предполагать многое. Возможно, Тутанхамон скончался внезапно и его гробница была еще не достроена, поэтому, пока бальзамировали его тело, срочно вырубили для него усыпальницу, не придерживаясь обычных канонов для царских склепов.

Вообще о судьбе Тутанхамона существует много гипотез, но пока ни одна из них не подтверждена достаточно обоснованными фактами.

Обследование мумии позволило точно определить

возраст Тутанхамона. Он совпал с данными историческими — ему было 18—19 лет, его конечности не вполне окостенели, в местах соединения видны еще хрящи, которые исчезают к 20 годам. Кроме того, рентгеновское просвечивание мумии не дало других существенных результатов; следов болезни, от которой мог умереть юноша, не обнаружено. За ухом у мумии оказался след глубокой ранки неизвестного происхождения. Анализ крови Тутанхамона и Сменхкара, правившего до Тутанхамона, женатого на старшей царевне, показал, что у обоих одна и та же группа. При этом некоторое сходство их лиц, судя по портретной скульптуре, позволяет считать их близкими родственниками — возможно, даже братьями. Но, повторяю, кто был отцом Тутанхамона, остается неясным. Одни считают его сыном Аменхотепа III, то есть братом Эхнатона. Этой версии придерживается египтолог Ноблекур в своей книге «Жизнь и смерть одного фараона», но эта книга похожа скорее на исторический роман, чем на серьезное научное исследование.

Таинственной остается и смерть царя. Неизвестно, умер ли он своей смертью или насильственной. Можно без конца фантазировать на эту тему. Но узнаем ли мы когда-нибудь истину?

Р. РУБИНШТЕЙН, кандидат исторических наук

НАДО С Л У Ш А Т Ь ОРЕХ туры. Часа через два статуэтка

готова в самых общих чертах. Но уже видно, что это семейство обезьян: папа с мамой, держащие детенышей на коленях.

Мастер оставляет работу и идет выпить жасминного чаю. Пьет не торопясь, отдыхает, о чем-то думает. Отставляет чайник, подходит к обезьяньему семейству, крутит его в руках и быстро-быстро орудует куском раковины. Так художник карандашом подштриховывает уже готовый рисунок. Минут сорок длится эта доводка, но после нее обезьяны уже не просто обезьяны, а обезьяны с характером: солидный самодовольный папа, мама — хозяйка дома, дети, соединившие в себе черты родителей...

Остается просушить фигурку на солнце и опрыскать ее жидкостью против насекомых: любителей кокосового ореха среди них слишком много.

Мастера из семьи Лим никогда не делают набросков или эскизов будущего произведения. Более того, чуть ли не до последнего момента не знают, что получится: обезьяна, попугай или божок преуспевания — толстенький, с выпуклым брюшком, широкой улыбкой и веером в руках.

А в мастерской Лимов висит написанная изящными иероглифами заповедь основателя династии резчиков:

«Надо слушать орех — он подскажет, что скрывает в себе...»

Вот уже сто с лишком лет семейство Лим в малайзийском городе Куала-Лумпур занимается резьбой по кокосовому ореху. Изделия из кокосовой скорлупы — от пуговиц до резных чаш — не такая уж редкость, но в данном случае речь идет не о скорлупе, а о целом орехе. Ведь саму твердую скорлупу покрывает толстый слой волокон, а снаружи к тому же

прочная кожистая оболочка. Резчики из семейства Лим используют именно этот мягкий волокнистый слой теплого, золотисто-коричневатого цвета.

Сначала мастер отрубает нижнюю часть ореха; получается плоскость, на которой и будет стоять будущая статуэтка. Потом через дырочку выпускает «кокосовое молоко» и тщательно выскребает ореховую мякоть.

Тонкой иглой, как щупом, мастер протыкает во многих местах мягкую оболочку ореха, проверяя толщину волокнистого слоя. Далее в дело вступают другие инструменты: бритвы, гвозди, иглы, куски раковин... Где-то мастер снимает серую внешнюю оболочку, обнажает золотистые волокна, где-то оставляет ее, что-то сверлит, что-то вырезает. Пока еще непонятно, что должно появиться на свет божий, но мастер, видно, уже знает это, потому и движения его становятся уверенными, четкими. То отодвинет он орех подальше, то возьмет из чашки, стоящей рядом, горсть мокрого песку и быстрыми круговыми движениями начнет его втирать в тело будущей скульп-

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Льиим

Близкие к этой страницы