Вокруг света 1973-10, страница 81

Вокруг света 1973-10, страница 81

rjvwyrjyjmrjzrs^^

HE ГОВОРИ, ПОДРУЖКА...

Маска, которую вы видите на снимке, изготовлена не в Африке и не на островах Полинезии. Это шотландская маска. Оказывается, до XVIII века среди шотландских феодалов были популярны не только юбки-кильты, но и вот такие маски из меди. Правда, в отличие от юбок их надевали не на мужчин, а на женщин. Справедливости ради заметим, что ношение масок не было особым удовольствием для представительниц прекрасного пола: отверстие для рта плотно закрывается на засов. Дело в том, что такие маски шотландские мужи приобретали для своих жен, вконец осатанев от их болтовни. Только с помощью масок, собираясь вечерами у очага, они имели шанс переброситься парой фраз.

В МИРЕ ДУХОВ

Курсантов американской военной академии в Вест-Пойнте объяла тревога — в здании появилось привидение! Многие его видели лично: перед дверьми комнаты номер 4714 появлялась рослая фигура солдата времен президента Джексона с мушкетом в руке. Комендант здания официально сообщил, что «факт имеет место». Во всяком случае, заявил он, от комнаты «тянет ледяным холодом». Для пущей осторожности комендант запер и опечатал опасное помещение до рождественских праздников 1974 года.

ВСЕ ПО КАНОНУ

Этот паровоз являет собой точную копию американских локомотивов времен покорения Дикого Запада. Разве что уменьшенную в три раза. Но поезд мчится не сквозь прерии Техаса, а тихонько пыхтит в центре Франции, по берегу Луары. Протяженность пути — два с половиной километра. Зато там несколько станций с дощатыми перронами, салунами и прочими атрибутами классического «вестерна». Линия была построена несколько лет назад для киносъемок и осталась с тех пор для развлечений. Поезд назван «Магдалена» — в честь героини фильма. Правда, железнодорожный аттракцион «Дикий Запад» должен 'включать нападение на поезд бандитов, но их оказалось не так-то легко найти: зарплата невелика, а вещи, отобранные у туристов, приходится возвращать на конечной станции...

NICARAGUA

ШЕРЛОК ХОЛМС С КОЛЛЕГАМИ

П о случаю юбилея Интерпола (международной организации уголовной полиции) никарагуанская почта выпустила серию марок, на которых изображены сыщики. Нет-нет, это не были отличившиеся следователи. На марках фигурируют герои наиболее популярных детективных романов. Среди них портреты Шерлока Холмса, Мегрэ, патера Брауна и других. Благородство этих персонажей не вызывает сомнений.

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

,,Вокруг света?', 1911 год

МИФ О СТОЛЕТНЕМ РАСТЕНИИ =г

Общераспространенные мифы и поверья очень трудно разрушить. В человеке живет пристрастие к сверхъестественному. Может быть, это инстинктивное желание отойти от прозы повседневной жизни, унесясь в область Фантазии. Но как-никак, очень трудно убедить людей, что красивые легенды не более как вымысел.

К числу подобных- легенд принадлежит поверье об алоэ — этом оригинальном растении, у нас разводимом в оранжереях, а на европейских и африканских берегах Средиземного моря растущем дико. Что же до американского алоэ, то оно, как считают многие, цветет, лишь достигши ста лет. после чего умирает. Это поверье так нравится; что нашло себе широкий доступ в литературу.

Заметим прежде всего, что американское алоэ вовсе даже не алоэ. Линней, определив его, назвал агавой. И это правильно.

Алоэ греков, растущее у них в стране, доставляло неимоверно горький сок, даже вошедший в пословицу. «В нем больше алоэ, чем меду», — говорил. Ювенал.

«Американское» же алоэ попалось врачу Людовика XIV Борелю. Он описал, «как из одного старого растения послышался будто взрыв, и из середины листьев поднялся стебель, выраставший с такой быстротой, что жители Мон-пелье могли наблюдать за его увеличением, пока, наконец, через пять дней он дастиг размеров молодого дубка».

Рисунки В. ЧИЖИКОВА

Должно быть, Гейне читал легенду Бореля об алоэ, поскольку вставил ее в свою «Прогулку по Гарцу»: И у одного английского поэта находим упоминание о легендарном растении:

Есть сердца, на алоэ похожие: Раз расцветут и умрут.

НЕПРИВЫЧНЫЕ ЛАКОМСТВА

Великую изобретательность показывает человек в кулинарной области — пожалуй, не меньшую, чем в области мод и нарядов. Однако не всякое блюдо, которым гостеприимно попотчуют на чужой стороне, покажется яством, и не за всякое угощение поблагодаришь в душе. Кому неизвестны знаменитые китайские меню, где наряду с тухлыми яйцами фигурируют моченые мыши? Впрочем, и

не нужно так далеко ездить, чтобы рискнуть на обед! получить совсем нежелаемое яство. Модники во всем, французы и в кулинарном искусстве проявили столько же смелости, сколько Фантазии, и с их легкой руки западные европейцы включили в число прочих деликатесов лягушачьи ляжки. У нас это лакомство, несмотря на все уважение к французской кухне, не прививается, как известно, и нынешний россиянин вполне сочувственно относится к словам Собакевича: «Ты мне лягушку хоть всю сахаром облепи, а я ее есть не стану».

Как не вспомнить тут тех «исследователей природы», которые на службе у римских богачей — нобилей заняты были отыскиванием неведомых дотоле съедобных продуктов и ввели, между прочим, в изысканный стол знати жирных гусениц ивового древоточца.

Не следует думать, что разные народности просто неразборчивы в пище из-за ее недостатка. Напротив, у них есть свои гастрономические вкусы. Те самые негры, которые едят паразита из желудка коровы, с отвращением смотрят на англичанина, завтракающего привычным кровавым бифштексом.