Вокруг света 1973-12, страница 75десять племен, устная речь одного племени другому непонятна. А вот письменность (или, точнее, письменный язык) одинаково понятна всем мангианам. Раз в год в равнинной деревне Пантаган происходит «всеманги-анская встреча», в которой принимают участие почти все мангиан-ские мужчины! Племенной организации с вождями и старейшинами у мангианов нет, поэтому в Пантаган приходят все желающие принять участие. Нечего и говорить, вероятно, что встреча проходит в обоюдном молчании. Зато в сумке, которую уважающий себя мангиан неизменно носит через плечо, у каждого участника приготовлен толстый пучок свежесрезанных бамбуковых палок, на которых ножом быстро-быстро вырезают все, что хотели бы сказать. «Просьба замечания и предложения подавать в письменном виде» здесь неактуальна, потому что все переговоры только так и идут. Мангианы вырезают на бамбуке не только письма, но и стихи-амбаханы. Для стихов употребляют таблички размером в нашу открытку, вырезанные буквы чернят сажей. Стихосложение подчинено строгим правилам: в каждой строке семь слогов, последние слоги рифмуются. Чтобы понять ам-бахан, надо знать не только язык, но и обычаи мангианов. Вот, к примеру, стихи, которые написал юноша девушке (стихи даются в подстрочном, а потому крайне несовершенном переводе): Светлячок говорит, Глядя на дятла: «Друг мой милый, Пошли вместе к реке». Девушка отказывает ему: Отвечает дятел: «Как же мы пойдем вместе, Когда ты не одинок И у меня есть друг, Который ждет меня в гнезде?» В случае, когда «дятел» не отвергает «светлячка», складывают такие стихи: Пусть мать плачет, И отец кричит, Все равно дерево уже срублено, И дом открыт всем ветрам Без охраны гор. Строгость поэтических правил лишний раз наводит на мысль о том, что некогда мангианы знали лучшие времена, нежели нынешние. Но это требует доказательств, потому что пока ни в какие рамки «не укладывается» народ, забывший и утративший все признаки высокой цивилизации, кроме почты, письменности и правил стихосложения. О мангианах можно рассказывать многое: где ни копни — то загадка, то странность. К примеру, ходят мангианы по скользким в любое время года крутым горным дорогам с невероятной скоростью. И ходят притом «гусиным шагом» (известным в Европе как «прусский», хотя мангианы отродясь пруссаков не видели). Почему они ходят так? Неизвестно. Но стоит попасть манги-ану на равнину в город, как сразу же он привлекает к себе всеобщее внимание, стремительно маршируя по улицам. Мангианы не пьют и не курят. (А в других горных племенах это делают чуть ли не грудные дети.) Мангианы необычайно музыкальны: музыка их напоминает китайскую классическую. И наконец мангианы рассказывают заезжим ученым истории о живущих в глубине лесов племенах «белых мангианов», высоких людей со светлыми волосами и голубыми глазами. Некогда они пришли из-за моря, их корабль потерпел крушение у берегов Миндоро. «Белые» смешались с мангианами и живут с ними в дружбе, но никогда не спускаются с гор, откуда им, мол, видно море, где ptaHo или поздно появятся корабли, которые отвезут их назад, куда-то за мо-ря-океаны. Справедливости ради следует сказать, что «белых мангианов» никто из исследователей никогда не видел, зато подобные легенды (о «белых индейцах», «белых папуасах» и т. п.) записаны в самых разных уголках Земли. Очень мало все-таки известно еще о теперешних мангианах, и еще меньше исследовано их прошлое. И то малое, что мы рассказали, приоткрывает слегка одну лишь страницу жизни Филиппин, где семь тысяч островов, восемьдесят с лишним языков, десятки племен и народов, а леса, горы и море надежно хранят неведомые еще нам «райские места» для обширной и сложной науки о человеке — этнографии. Л. МАРТЫНОВ ЗАТМЕНИЕ БЫЛО «УДАЧНЫМ» Полное солнечное затмение 30 июня 1973 года, по-видимому, является наиболее тщательно прослеженным за всю историю человечества. Его наибольшая продолжительность, наблюдавшаяся в Западной Африке, на границе Мали и Мавритании, составляла 7 минут 4 секунды, что близко к максимально возможной. На борту англо-французского сверхзвукового самолета «Конкорд» группа английских, французских и американских ученых следовала за лунной тенью на высоте около 17 километров со скоростью, превышавшей 3200 километров в час. В результате наблюдения продолжались 74 минуты, что является беспрецедентным. Наблюдения были также организованы на борту космической лаборатории «Скайлэб», где имелся телескоп, снабженный автоматическими фотокамерами. Помимо «обычных» при затмении исследований солнечной короны и хромосферы, влияния затмения на ионосферу, магнитосферу и атмосферу Земли, было проведено несколько уникальных опытов. Так, ученые из ФРГ поставили эксперимент с целью выяснения существования гравитационных волн, которые могли быть возбуждены при данном взаимном расположении Луны и Солнца. Группа американских астрономов воспользовалась затмением для поисков малых гипотетических планет с орбитой, проходящей внутри орбиты Меркурия; в течение более столетия их притяжением пытаются объяснить смещения, отмечаемые в перигелии Меркурия. Особняком стоит ряд наблюдений в области наук, прямо не связанных с астрономией и геофизикой. Так, группа этнографов и социологов прибыла в районы, населенные племенами эльмоло в Кении, солнцепоклонников борана на границе Эфиопии, некоторыми племенами в глубине Мавритании с целью зафиксировать их поведение во время затмения, о приближении которого они не подозревали. Были также поставлены наблюдения за животным миром Африки, в том числе за муравьями, для того чтобы установить, влияют ли изменения в освещении на их цикличное поведение или оно диктуется внутренними, физиологическими причинами. Результаты наблюдений 1973 года обрабатываются. Б. СИЯКИН 73
|