Вокруг света 1974-01, страница 14

Вокруг света 1974-01, страница 14

ковский створ. Задумано самое большое число гидроузлов — пять: два на Енисее, два на Ангаре и один на соединительном канале между двумя реками. И тоже стройка в две очереди.

Таковы вкратце основные черты семи вариантов Ангаро-Енисей-ского энергетического комплекса. Какую оценку дадут им эксперты, какой предпочтут? Если говорить откровенно, каждый из «большой семерки» имеет шансы на успех: в мировой практике гидротехнических сооружений не было рав

ного ни по смелости замысла, ни по масштабам работ. Нет сомнений, что еще один комплекс^ похожий и не похожий на е&оих предшественников в Братске, Усть-Илимске, Красноярске, Саянах, возникнет на просторах Восточной Сибири. Широка будет сфера его хозяйства: добыча полиметаллических руд, бокситов, железа, цветных и редких металлов, угля, талька, а также лесохимия, рыбоводство в двух искусственных морях — Ангарском и Енисейском, возведение городов и поселков. Естественно, что в разработке будущего комплекса,

кроме Гидропроекта, участвуют многие научные институты и другие организации. Ведь в рациональном решении этого инженерно-технического замысла заинтересованы десятка полтора отраслей нашего хозяйства. Тут не только энергетики, но и строители, горняки, навигаторы, дорожники, архитекторы, металлурги, химики. Здесь и рыбоводы, и мелиораторы, и лесоустроите-ли — все те, кто думает о сохранении многообразных богатств тайги сейчас и в будущем, когда энергия всей Ангары будет поставлена на службу человеку.

ЕЩЕ ОБ АНГАРЕ

Хочется дополнить статью Георгия Блока пояснением, почему именно Ангара уникальна как источник энергии. Причины кроются в гидрологических особенностях этой таежной реки.

Значительная часть стока Ангары — больше половины в створе Братской плотины и более одной трети в устье — регулируется озером Байкал. Остальные воды поступают из притоков непосредственно в Ангару, а это значит, что речной сток в течение года достаточно равномерен и мощность турбин можно использовать гораздо полнее, чем при неравномерном. Ангара имеет глубоко врезанную долину, и это позволяет аккумулировать в водохранилищах большие объемы воды при относительно меньших, чем на равнинных реках, площадях затопления. Велико и общее падение Ангары от Байкала до ее устья, значит, возможно строительство нескольких высоконапорных гидроузлов.

Вот для примера одно сравнение. Нижнекамская гидроэлектростанция, которая строится в районе КамАЗа, в равнинной части Камы, будет стоить примерно столько же, сколько стоила Братская станция, дающая в 9—10 раз больше электроэнергии.

Но, как ни значительны энергетические ресурсы края, главное богатство Приангарья — тайга. Не случайно я не написал слово «древесина» или более емкое слово «лес». Я подчеркиваю — тайга — как сложный природный комплекс, как бесконечно разнообразный ресурс — и в плане современной лесной промышленности и лесохимии, и в плане разнородного биологического сырья, но самое главное — в экологическом значении таежной зоны для нашей страны в целом. Мы еще не научились экономически оценивать окружающую человека среду. Но с каждым годом, с каждым пятилетием становится яснее наша ответственность за рациональное использование и охрану таежного комплекса. Сегодня важно, чтобы мы были единодушны не только в понимании этой ответственности, но и столь же единодушно действовали практически...

Разве лесопромышленные комплексы, такие, как существующий Братский и строящийся Усть-Илим-ский, должны только разрабатывать лесные массивы как сырье? Разве не обязаны мы и в промышленной деятельности, и в дорожном строительстве, и при возведении городов, и при организации быта и отдыха заботиться о сохранении тайги? И конечно же, одной из больших и важных задач при гидростроительстве должно быть бережное отношение к сохранению земельных угодий (в данном случае

таежных) от чрезмерного затопления. А уж если какую-то территорию приходится затоплять, то надо максимально, до затопления, использовать ее естественные ресурсы. Необходимо также настолько увеличить продуктивность других территорий, чтобы потеря земель при создании водохранилища была компенсирована.

Что же предпринимается в этом направлении в последние годы в Приангарье? Нужно признать, что в недавнем прошлом не все делалось так, как представляется правильным с позиций сегодняшнего дня. Например, при подготовке к заполнению Братского водохранилища у строителей не было достаточной технической базы и транспорта, наконец, не было и времени для того, чтобы полностью утилизировать и хотя бы вывезти лес. В результате под воду ушли миллионы (!) кубических метров древесины, ушла под воду живая тайга. Подготовка водохранилища Усть-Илимской ГЭС теперь проходит на более высоком уровне, потери будут намного меньше.

По-другому начинают строиться и новые поселки, города, жилые кварталы которых архитекторы вписывают в тайгу, не изгоняя ее, не заставляя ее отступать.

Несколько лет назад Госпланом СССР было принято решение о строительстве Богучанской ГЭС в Кодинском створе взамен планировавшегося ранее Мурского — то, о чем пишет в статье Георгий Блок. Весь водосборный бассейн крупного притока Ангары — реки Чадобец, огромные таежные массивы, в которых есть и рудные месторождения, будут сохранены от затопления, защищены от подтопления и заболачивания грунтовыми водами. Быть может, впервые в нашей практике чаша весов склонилась не в пользу энергетики...

Еще с большей осторожностью готовится выбор варианта из числа «большой семерки». По существу, самым важным при выборе створов этих плотин, при определении очередей строительства, сроков их осуществления и т. п. должна явиться задача рационального использования и охраны тайги.

Еще в 1958 году Академия наук СССР и Госплан СССР с участием местных партийных, административных и научных организаций провели в Иркутске большое совещание, посвященное экономическому и социальному развитию Приангарья. Намеченные тогда планы во многом осуществляются, а перспективы расширяются еще больше. Но одновременно все больше вырисовывается и главное направление развития. Будущее Приангарье — это край большой индустрии, удобный для жизни и работы, и все-таки край таежный.

С. Л. ВЕНДРОВ, доктор географических наук,

12