Вокруг света 1974-01, страница 55детали глиняного «чертежа», что озадачили исследователей после первой аэрофотосъемки города, — это были святилища, где молились богам, приносились человеческие жертвы и жреческая знать хранила свои богатства. Стены этих святилищ были украшены глиняными рельефами — здесь были пеликаны и чайки, бакланы и крабы, морские звезды и лодки. Почему стены святилища украшают только морские сюжеты? Ведь город жил не только дарами моря? Почему на стенах святилища нет сюжетов, связанных с земледелием, с ремеслами, которые, если судить по древним хроникам, процветали здесь и составляли одну из основ богатства города? И здесь снова вспоминается легенда об основателе города, которого некий правитель приела \ «править землей этой из-за моря». В своем труде «Мореплаватели солнечного восхода» известный исследователь Те Ранги Хироа на основании многочисленных данных приводит к<фту плаваний древних полинезийцев. И вот на этой карте один из маршрутов утыкается в то побережье, где стоит Чан-Чан. Видный советский исследователь древнеамерикан-ских цивилизаций В. Гуляев пишет: «Уже давно в науке идет спор о происхождении полинезийцев и о времени их появления на островах Океании Не вдаваясь в детали, можно с уверенностью сказать, что жители Полинезии и индейцы Южной Америки имели между собой какие-то связи». ...А может быть, и в этом случае древняя легенда ждет своего подтверждения под руинами и могильными холмами гигантского глиняного чертежа, уходящего к предгорьям Анд? В. ИЛЬИН |