Вокруг света 1974-06, страница 35

Вокруг света 1974-06, страница 35

Н. НО СУ Л Я, бывший второй механик парохода «Комсомольск»

Я ВИДЕЛ ЭТО СВОИМИ ГЛАЗАМИ

...СКР-29 «Бриллиант» шел во второй линии справа на траверзе нашего судна в ста пятидесяти — двухстах метрах в центре конвоя. Было раннее утро, брезжил рассвет. Погода была маловетреная, в воздухе медленно кружились редкие снежинки. После вахты я перед сном вышел на палубу и смотрел в сторону «Бриллианта». В предрассветных сумерках ясно были видны очертания корпуса корабля. Вдруг в районе полубака СКР-29 «Бриллиант» всплеснулся столб оранжево-красного пламени, осветив все вокруг. Носовое орудие сорвалось с фундамента и, перевернувшись в воздухе, упало за борт. С ходового мостика в разные стороны, распластав руки и ноги, летели вместе с обломками люди...

Корабль какое-то мгновение продолжал следовать прежним курсом, не теряя хода. Через несколько секунд из жилых помещений и с кормовой части корабля повалили клубы пара, и корабль стал медленно погружаться носом в воду, продолжая двигаться вперед. Дифферент на нос стремительно нарастал, и «Бриллиант», уходя в воду, стал почти вертикально, кормой вверх. В таком состоянии он держался несколько секунд, затем произошел толчок, похожий на клевок рыболовного поплавка, и корабль погрузился примерно на три четверти корпуса; потом еще толчок — ив вертикальном положении «Бриллиант» быстро ушел под воду. С воды был подобран один матрос, который, как стало известно позже, не приходя в сознание, скончался. Пока мы находились поблизости, никаких шлюпок на поверхности воды не было.

Действия подводной лодки при выборе цели были ясны. СКР-29 «Бриллиант» и пароход «Комсомольск» шли параллельно друг другу и находились в створе у подводной лодки. Она взяла сразу две цели, рассчитывая, что сторожевой корабль успеет уклониться от атаки — и тогда торпеда достигнет своего назначения: борта транспорта с военным грузом.

ные заряды. Суда шли без огней, сократив между собой дистанцию настолько, чтобы лишь угадывался силуэт ближайшего транспорта.

23 сентября. Чуть брезжит рассвет. Видимость улучшилась: с правого борта хорошо стало видно силуэты двух ближайших транспортов. В это время на мостик вышел помощник командира корабля, старший лейтенант Курский. Ознакомив помощника с обстановкой, я спустился в каюту. Всю ночь провел я на мостике, и мне захотелось выпить стакан горячего чая. Но не успел снять шубу, как раздался мощный взрыв с правой стороны конвоя. Выскочив на мостик, я бросился к помощнику: «Что случилось?» Он ответил: «Не знаю, ничего не было видно». Тут же на мостик поднялся комдив — капитан третьего ранга В. В. Кручинин, Доложив ему обстановку и объявив боевую тревогу, я дал машине полный ход, пересек линию движения транспортов и оказался на правой стороне конвоя. Заметив впереди «амик», запросили его семафором: «Что случилось?» Он ответил: «Бриллиант» взорвался и затонул». В этот момент получили приказ командира конвоя: «Оставаться на месте взрыва, произвести поиск и уничтожение подлодки противника». Конвой изменил курс и вскоре скрылся в снежном заряде. Сделав необходимый расчет, СКР-28 начал подходить к месту взрыва. Вдруг в снежном заряде прямо по носу заметили силуэт корабля. Обменявшись опознаватель

ными и убедившись, что это свой корабль, сблизились. Это оказался «АМ-120». В конвое он как раз шел в кильватере за СКР-29. Мы спросили капитан-лейтенанта Лысова: «Где место взрыва?» Он ответил: «К северу от вас, в расстоянии 6—7 кабельтовых». На наш вопрос: ^<Какое имеете задание?» — получили ответ: «Остаться на месте, произвести поиск подлодки противника и уничтожить ее». Далее мы спросили: «Подняли ли кого-либо из экипажа СКР-29 «Бриллиант»?» Он ответил: «Поднял одного человека, который тут же на палубе умер, даже не удалось узнать его имени».

Когда мы подошли к месту, указанному командиром «АМ-120», то увидели на воде большое соляровое пятно, две шлюпки-шестерки, залитые водой, несколько пробковых матрацев и деревянные обломки. Людей не обнаружили. После тщательного обследования места гибели СКР-29 «Бриллиант» — неоднократно пересекали мы соляровое пятно в разных направлениях, а также обходили акваторию вокруг, но не нашли ничего нового — начали поиск подлодки противника вместе с «АМ-120».

Место гибели СКР-29 «Бриллиант»: широта — семьдесят шесть градусов десять минут северная и долгота — восемьдесят семь градусов сорок пять минут восточная; это к западу от залива Миддендорфа, возле острова Кравкова.

В тот же день около двенадцати ноль-ноль командир конвоя сообщил, что на своем пути

корабли эскорта дважды обнаруживали в позиционном положении подлодки противника. Оба раза они были атакованы «ами-ками», но скрылись. Мы получили приказ немедленно возвращаться к конвою; известили об этом капитан-лейтенанта Лысова и спросили о его задании. Он ответил: «Продолжать поиск». Пожелав друг другу счастливого плавания, мы расстались.

Вечером, догнав конвой, наш корабль занял указанное ему место в охранении транспортов. Вскоре к конвою прибыли для усиления охраны объектов вызванные из порта Диксон два миноносца: «Достойный» и «Жесткий».

24 сентября в шесть часов тридцать минут караван прибыл на рейд порта Диксон.

Несколько позже мы узнали о героической гибели «АМ-120». 24 сентября он был торпедирован вражеской подлодкой с помощью акустической электроторпеды. В то время это оружие появилось впервые, поэтому оно для нас было неизвестным. Торпеда шла на шум винтов корабля независимо от данного ей первоначального направления. Судя по размеру и характеру разрушений, причиненных этой торпедой, она была небольшого размера. В результате взрыва на «амике» были повреждены винты, руль, вышла из строя радиоаппаратура и погас свет. Корабль потерял ход, но был на плаву, поэтому оказался неподвижной мишенью. Видя это, капитан-лей-тенант Лысов приказал спустить на воду катер и понтон, а лич

3 «Вокруг света* К? 6

зз