Вокруг света 1974-07, страница 39

Вокруг света 1974-07, страница 39

F

л i i:* * §

G

родил в октябре опушками. Старый умный пес \ облазил все ольшаники, все низинки, но вальдшнеп попался нам только один. Высыпки прошли или не начинались.

Возвращались сырым кочкарником. Собака прихватила и повела к далекой канаве. По бекасу, конечно.

Собака встала. Спешу. Сверкнув белым подкрыльем, из канавы вырвалась птица, за ней еще одна.

Так долго ходил попусту, что руки сами ружье вскинули, все само собой произошло, и только тогда шевельнулось сомнение: по бекасам ли бил? Полет-то уж больно не бекасиный!

Подбежал к добыче. Так и есть, не бекасы, Каждая птица величиной чуть поменьше вальдшнепа. У одной головка, горлышко, крылья и хвост темно-фисташковые, у другойматово-кирпичные, а испод крыла, брюшко и подхвостье у обеих светло-кремовые, и по темно-фисташковому, по матово-кирпичному, по светло-кремовому одинаковый изящный узор — растянутые шестиграннич-ки. Клювы короткие, светлые, как

Рисунки П. ЧЕРНЫШЕВОЙ

у коростеля, а лапки перепончатые, будто у курочки болотной. Что за диво? Ничего похожего прежде не встречал!

Аккуратно уложил странных птиц в сетку, заторопился в деревню: шкурки снять... Но пока ружье вычистил и умылся, хозяйка избы ощипала тушки, а перо в помойную яму выкинула.

Стукнул я себя кулаком по лбу, да так и просидел до сумерек на заднем крыльце, чтоб никого не видеть...

Вернулся в Москву — бросился к справочникам: хоть название незнакомых птиц найти! Как бы не так! Ни в одном справочнике о моих птицах не упомянуто. Брема взял — и там ни слова. Пустился охотников и орнитологов расспрашивать. Охотники й орнитологи выслушают описание неизвестных куликов, кто висок почешет, кто плечами пожмет — и осторожно осведомятся:

— А вы ничего не путаете?..

Много минуло лет. Каждую осень брожу с собаками по лугам и болотинам, все ищу диковинных птиц. Не рассказы свои подтвердить хочу! Страстно хочу убедиться: те кулички не последними были...

ЗАГАДКИ ПРОЕКТЫ ОТКРЫТИЯ

НЕПРИКОСНОВЕННЫЕ ГРОБНИЦЫ

Пример египетских раскопок, заманчивый призрак золотого саркофага Тутанхамона неотступно преследует в последнее время японских археологов. Они мечтают вскрыть священные погребения предков императорской фамилии — ведь умерших провожали в последний путь с большой помпой и клали в гроб украшения и другие предметы искусства, которые могли бы стать бесценными историческими редкостями.

Согласно священным свиткам ныне здравствующий японский император Хирохито — 124-й потомок той династии, что управляет страной, начиная с 660 года до нашей эры. Правда, некоторых предков монарха можно скорее отнести к мифам, ибо достоверные записи существуют только с VII века нашей эры, но и тринадцать веков, яркие следы которых открылись бы людям при вскрытии гробниц, — достаточно заманчивая цель для историка. Правителей страны хоронили обычно в каменных склепах с оштукатуренными стенами, а затем закрывали их несколькими пластами земли. Гробницы эти хорошо известны.

Казалось бы, стало за малым — организацией раскопок. Но в Японии гробницы царствующего дома считаются неприкосновенной святыней.

«Об этом не может быть и речи, — возмущенно отвечает управляющий императорских усыпальниц и династического архива Шио Мики на требования археологов, — гробницы монархов неприкосновенны. Это было бы нарушением чести императора». В ведении Шио Мики находятся 136 погребений. В них захоронены императоры и их жены. Кроме того, существует еще 548 усыпальниц членов императорской семьи и 128 — с останками императорских фаворитов. Это настоящее богатство, подлинный клад для историков.

37