Вокруг света 1974-11, страница 58

Вокруг света 1974-11, страница 58

стрелили несколько уток, и обед, приготовленный из них, несколько сгладил воспоминания о трапезе в Уэйлсе. Погода установилась окончательно. В ярких лучах солнца умьяк ходко резал гладкую полоску воды между берегом и полем пакового льда.

Следующая остановка была сделана в заливе Коцебу, затем путешественники добрались до Пойнт-Хопа и без всяких осложнений проследовали к мысу Айси-Кейп. Пачки концентратов давно уже лежали забытыми на дне рюкзаков: дичи было больше чем достаточно. Красавцев американских лосей, провожавших лодку задумчивым взглядом, решили не трогать, зато подстрелили двух карибу из тех, что тысячными стадами бродят по тундре в поисках подножного корма.

Оленина, ягоды, дикие гуси, рыба, иногда белки составляют традиционное летнее меню охотника-эскимоса, и у путешественников не было ни малейшего желания отступать от него. Тем более что это соответствовало и цели экспедиции: не только совершить длительное плавание на эскимосской лодке, но и на практике познакомиться со всеми сторонами быта местных жителей, ненадолго самим стать эскимосами.

Сразу оговоримся: в этой части программы экспедиция потерпела неудачу. Бокштос и его друзья научились очень многому. Они узнали, как отличать пресный лед от соленого по цвету (пресный — более голубой), приобрели умение управлять умьяком во время сильных шквалов, избегать столкновений с дрейфующими полями, перетаскивать лодку и все снаряжение по льду в поисках чистой воды. Они научились в считанные секунды запускать заглохший мотор — а он останавливался чуть ли не каждый день и, как нарочно, в опасной близости от прибрежных скал — и отыскивать дорогу в тумане, следя за полетом казарок и чаек.

Увы, на тринадцатый день путешествия, возле Уэйнрайта, мореплаватели нарушили одну из основных заповедей эскимосской жизни, и это показало, что им не хватало еще очень многого, чтобы стать настоящими эскимосами. Неписаный закон эскимосов гласит: все живое достойно уважения, ни одного зверя не следует убивать без крайней необходимости, охота — не развлечение, а лишь средство существования. Из спортивного интереса Бокштос и его товарищи застрелили несколько моржей Туши так и остались лежать бро-