Вокруг света 1974-11, страница 60

Вокруг света 1974-11, страница 60

чивом умьяке, Даукша же шел через Северо-Западный проход на... каноэ! Бокштос покрыл за одну навигацию 2500 миль, Даукша — 3200, правда, потратив на это шесть навигаций. Впрочем, следует учесть, что первому нет и тридцати лет (и все его товарищи — молодые ребята), второму — около шестидесяти! А главное — Тони Даукша первым в одиночку прошел Се-веро-Западный проход, совершив настоящий спортивный подвиг. Он стартовал в 1966 году с мыса Барроу и вышел в 1972-м к Баффиновой Земле.

Столь длительный срок путешествия не случаен. Ведь единственное время года в Арктике, когда малые суда могут идти по чистой воде, — это вторая половина лета. Причем плавание на каноэ еще больше, чем на умьяке, зависит от погодных условии. Поэтому на каком-то этапе Даукша успевал пройти две-три сотни миль, на другом — больше, но каждый год с наступлением осени он вынужден был улетать к себе домой, в Мичиган, чтобы спустя 9 10 месяцев вернуться в ту самую точку, где кончился предыдущий этап, и продолжить плавание.

Особенно удачным было одно лето. Если бы даже Даукша ограничился только этим маршрутом достижение его все равно вошло бы в историю арктических плаваний: одиночка на каноэ с четы

рехсильным мотором (мощность мотора на умьяке Бокштоса — 40 л. с.) прошел за одну навигацию в заполярных широтах 1500 миль!

Для своего путешествия полярник выбрал шестиметровое алюминиевое каноэ, большую часть суденышка он затянул поверху брезентом, чтобы вода не заливала его при сильном волнении. Незащищенной осталась лишь кормовая часть — на случай, если придется выскакивать на льдину.

Кстати, о льдинах. В летнее время они приобретают особенно «вредный» характер: подтаивают, обламываются, теряют устойчивость, короче, готовят для полярника-одиночки массу сюрпризов.

«Однажды я уже совсем было собрался разбить ла&ерь на одной из плавучих льдин, — рассказывает Даукша, — но тут ледовые поля разошлись, открылся проход, а вместе с ним и возможность продвинуться немного вперед в поисках лучшего места. Как только я добрался до новой льдины, предыдущая — та, на которой я планировал сделать передышку, — внезапно вздыбилась и с грохотом рухнула в воду».

Ветеран полярных путешествий, Тони Даукша был прекрасно подготовлен к штурму Северо-Западного прохода. Мечта об этом зародилась у него еще в детстве, а в юношеском возрасте он уже совершил первые походы в малонаселенные дальние края. О его

мастерстве мореплавателя говорит хотя бы тот факт, что за все шесть лет плавания он лишь раз попал в столь бедственное положение, что его пришлось спасать.

Это случилось на предпоследнем этапе, вблизи пролива Белло. В начале сентября сильный ветер и угрожающие подвижки льдов вынудили Даукшу пристать к берегу. Высадка прошла неудачно: каноэ было повреждено, мотор вышел из строя. Полярник поставил на берегу палатку, перетащил в нее свое нехитрое снаряжение — плитку для варки пищи, спальный мешок, рыболовные снасти, портативную рацию ~ и хладнокровно взвесил шансы. Что и говорить, положение катастрофическое: надвигалась зима, а до ближайшего поселения не меньше двухсот миль. Надежд на то, что его сигнал бедствия скоро услышат, почти никаких: радиус действия передатчика весьма мал; самому починить каноэ едва ли удастся.

Даукша начал готовиться к зимовке. «В принципе, выжить можно, — размышлял он в палатке, пережидая снежную бурю. — Есть винчестер, теплая одежда, вокруг полным-полно карибу, в рыбе недостатка тоже не будет, если сейчас начать запасать ее впрок». Однако зимовать ему, к счастью, не пришлось. В середине сентября Даукша уже летел на самолете в Америку и сочинял радиограмму жене:

58