Вокруг света 1975-03, страница 27

Вокруг света 1975-03, страница 27

ЯГТ^"®"^ жный форт крепости-тюрьмы Кашиас ки-Я ■ I I лометрах в двадцати от Лиссабона. Вто-~—™ рой этаж. Крохотная комната, от силы

метров пять-шесть, вся завалена бумагами: досье, картотеки, папки, формуляры, вырезки, факсимиле, чистые бланки, старые фотографии, коробки с печатями, записные книжки, блокноты. Несколько десятков килограммов пожелтевшей бумаги, способные произвести не меньше шума, чем такое же количество взрывчатки, и, возможно, вызвать не меньшую ударную волну...

Сюда, в Кашиас, привезены архивы одного скромного агентства печати, которым руководили в Лиссабоне несколько французов, отбывших в неизвестном направлении. Сейчас над документами работает специальная следственная комиссия, разбирающая дела португальской охранки ПИДЕ

Какая связь между политической полицией Са-лазара, терроризировавшей всю его империю, и журналистами из пресс-агентства?

Начало раскрытию этой строжайше охранявшейся тайны было положено ранним утром 22 мая прошлого года, меньше чем через месяц после государственного переворота в Португалии. Отряд морских пехотинцев под командованием лейтенанта Муниса Матуша окружил дом № 13 по улице Празаж в современном квартале Лапа. Офицер позвонил в дверь квартиры на первом этаже. Никто не ответил. Несколько ударов прикладами, и дверь поддалась. В квартире было пусто.

Первые две комнаты оказались оборудованы под контору, в третьей — фотолаборатория с копировальными машинами и установками для микрофильмирования. В четвертой вдоль стен стояли металлические стеллажи с архивами. На ящиках — названия стран.

Квартира на улице Празаж была официальной резиденцией агентства «Ажинтер» (полное наименование — «Ажанс интернасьональ де пресс» — «Международное агентство печати»). Глава бюро, француз по имени Жан Валлантен, как выяснилось, покинул Португалию на следующий день после свержения диктатуры. Владелец агентства, тоже француз Ив Герен-Серак, уехал из Лиссабона несколькими неделями раньше.

Приказ об обыске в помещении «Ажинтер» последовал после того, как ряд агентов ПИДЕ, арестованных и препровожденных в форт Кашиас, заявили следственной комиссии: «Мы работали в тесном контакте с «Анжинтер-пресс», служившим удобной «крышей» для целого ряда заграничных акций».

Лейтенант Матуш приказал доставить документы и архивы конторы на улице Празаж в крепость Кашиас. Бумаг набралось столько, что лишь часть секретного досье уместилась в маленькой комнате следователя; остальное сложили под лестницей главного входа в крепость.

Еще через пару дней новый комендант крепости майор Абрантиш Серра поручил лейтенанту Кошта Корейя составить опись изъятого и проглядеть содержимое нескольких ящиков. Первый же рапорт лейтенанта Корейя произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Оказалось, «Ажинтер» не только маскировало международную сеть политического сыска. Оно служило также «крышей» для ультраправой организации «Порядок и Традиция», провозгласив

1 Несмотря на то, что еще в 1969 году ПИДЕ была официально переименована в Главное управление безопасности, эту тайную политическую полицию, созданную в 1926 году Салазаром на заре его диктатуры, продолжали называть и в Португалии, и во всем мире ПИДЕ. Слишком длинный кровавый след оставила она в памяти людей. — Прим. автора.

шей себя «союзом действий и борьбы в любой момент и в любой стране». Ни много ни мало...

«Порядок и Традиция» имеет свои основные отделения в Испании, Италии, Франции, ФРГ и — до последнего времени — в Португалии. Организация печатала «Информационный бюллетень», рассылавшийся по конспиративным каналам всем членам. Я пролистал несколько этих бюллетеней в крепости Кашиас: густая антикоммунистическая пропаганда времен разгара «холодной войны», сдобренная воспоминаниями бывших оасовцев и деятелей нацио-нал-социализма. Все это — с почтительными реверансами в адрес франкизма, салазаризма и режима греческих полковников.

Мне удалось также познакомиться с картотекой, в которой собраны личные карточки некоторых руководителей «Ажинтер-пресс». Вот их имена:

Робер Леруа, Жан Валлантен, Андре Фонтен, Ан-туан Кильби, Ги Авезак де Кастеран.

На всех карточках пометки: «Бывший член ОАС». Все служили парашютистами в Алжире. На карточке Робера Леруа, кроме того, значится: «Служба в войсках СС».

«Порядок и Традиция», чей устав составлен на французском, португальском и английском языках, поддерживал тесные связи с французской организацией «Новь1Й порядок» (переименованной после запрета в «Единый фронт»), с итальянским «Орди-не нуово» (ставшем «Ордине неро» — «Черный порядок») и другим итальянским ультраправым союзом— «Национальным авангардом» Стефано делле Кьяйе.

Название информационного бюллетеня «Порядка и Традиции» — «Веритас убикве». Девиз — «Лучше зажечь маленькую свечку, чем проклинать тьму». Бюллетень печатался во Франции, в Дьеппе, в типографии некоего Рюффеля по адресу: улица Барр, 58. Любопытное совпадение — французское отделение «Ажинтер-пресс» тоже находится в Дьеппе — улица Республики, 53. Домовладелец — Жозе Ваннье.

Это не все. Лаборатория в лиссабонской конторе служила также фабрикой для производства фальшивых документов. Мне показали в крепости Кашиас матрицы для печатания фальшивых удостоверений личности, водительских прав и заграничных французских, испанских и португальских паспортов. Продукция — высшего качества... Там же набор печатей префектур Верхняя Гаронна, Оран, паспортного отдела (Парижской префектуры, бланки и печати коллегии адвокатов Анне-си, страхового общества «Монд-Ви», таможни Аликанте, пограничных пунктов Иру.н, Порт-Буэ, удостоверения французского Союза журналистов и так далее и тому подобное, а также факсимиле подписей многих консулов и высших французских офицеров.

Корреспонденты «Ажинтер-пресс» были аккредитованы в Бонне, Буэнос-Айресе, Женеве, Сайгоне, Тель-Авиве, Вашингтоне, Стокгольме и на Тайване.

Вот что говорит о методах вербовки и о работе «Ажинтер-пресс» один из бывших его корреспондентов во Франции:

«После первых контактов с дьеппским филиалом и разговоров с его главой Жозе Ваннье кандидат в корреспонденты должен был начать свою

дреьБ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ ИМПЕРИАЛИЗМА