Вокруг света 1975-04, страница 71

Вокруг света 1975-04, страница 71

Л. ВОЛЯНОВСКИЙ

ассказывают, что один австралийский фермер из тех районов, которые особенно пострадали от засухи, наконец дождался дождя. Когда на нос ему шлепнулась первая капля, он упал в обморок от полноты чувств. К счастью, поблизости были добрые и мудрые люди, которые «выплеснули» ему прямо в лицо три ведра пыли и таким образом привели беднягу в чувство.

Ясное дело, этот анекдот родился на земле, где есть все, кроме воды. Это очень, очень сухая земля. Вода в Австралии жгучая проблема, над которой ломают головы величайшие мудрецы Австралийского Союза.

ЗАСЕЛИТЬ ИЛИ ПОГИБНУТЬ

Впервые в истории человечества большой материк, огромное пространство, целиком отделенное от мира естественными границами, стал политической единицей: представляет собой единое государство. Континент этот, вдвое больший, чем Европа без СССР, имеет только одно правительство вместо десятков, которые правят Старым Светом, а жители этого бескрайнего материка говорят на одном языке.

До какого предела можно заселять Австралию? Сколько людей могут найти хлеб насущный на этом континенте? Специалисты расходятся во мнениях, называя цифры от 60 до 450 миллионов. В то же время они предупреждают, что прокормить их можно только в том случае, если будет решена проблема водоснабжения, а это очень и очень непросто.

Река Муррей, которую иногда называют «Австра-

\ттт тrw

лийским Нилом», — единственная судоходная река континента — пересыхала в 1830, 1912 и 1922 годах. Она превратилась в жалкий ручеек во время страшной засухи 1914—1915 годов, когда пало 18 миллионов овец и 3 миллиона голов рогатого скота! Память об этой катастрофе до сих пор живет в народных балладах и рассказах. Это было страшное бедствие!

Однако здесь я хотел бы разъяснить один существенный момент. От австралийцев, занимающихся скотоводством в большом масштабе, я узнал, что во время продолжительной засухи домашний скот гибнет не столько от жажды, сколько... от голода! Все-таки даже в слабо оборудованном хозяйстве всегда найдется довольно воды, чтобы в тяжелый период напоить овец и рогатый скот. Зато с кормами хуже, они высыхают, гибнут, а подвозить их по бездорожью, как правило, нет расчета. Да и цены на корма моментально возрастают, поэтому закупают их лишь те хозяйства, в которых есть ценный молодняк. А его необходимо сохранить, не считаясь с расходами.

Единственное спасение — это немедленный отгон стад в районы, богатые травами. Надо решаться, пока животные еще не слишком ослабли, чтобы двинуться в путь. Разумеется, за выгон скота на чужие пастбища надо платить, но это обходится значительно дешевле, чем подвоз кормов. Вот скотовод и старается сманеврировать так, чтобы оставить в своем хозяйстве столько животных, сколько ему удастся продержать на скудном пайке.

ВЫПОЛНЯЕМ ПРОСЬБУ ЧИТАТЕЛЯ

«Мне очень понравился очерк польского писателя Л. Во-ляновского «Золотое руно Австралии». Если у Л. Воля-новского есть еще материалы об Австралии, пожалуйста, опубликуйте их». Архитектор И. ГОЛЬША, Москва.

Северную территорию Австралии часто называют «Страной Хляби и Суши». Засуха свирепствует в мае — августе, а муссонные дожди налетают, как правило, к концу декабря Растрескавшиеся русла рек наполняются водой, и порою бурлящие потоки перерезают даже единственную автостраду, которая соединяет Дарвин — административный центр Северной территории — со всей страной.

Жителям умеренного пояса северного полушария хорошо знаком термин «снегозадержание». Австралийцам же более близка другая процедура, которую можно назвать «влаго-задержанием». Залитые во время «потопа» пространства рассекаются своеобразными «заборами». Вода здесь продержится дольше, трава будет сочной, а следовательно, и сушь покажется не такой страшной.