Вокруг света 1975-04, страница 75

Вокруг света 1975-04, страница 75

Все началось с воды, вернее, с ее отсутствия. Сноуи-Ривер — расточительное дитя, она без всякой пользы отдавала свои воды океану. Вода необходима. У аборигенов Австралии существует общее слово для обозначения понятий «вода» и «жизнь». И еще в 1884 году были разработаны планы использования рек, озер и ручьев Снежных гор. Однако с реализацией планов не спешили. В 1889 году страшная засуха уничтожила половину поголовья овец и рогатого скота в Новом Южном Уэльсе. Надо было что-то предпринимать...

Ныне Кума сотрясается от взрывов, здесь бурят около 150 километров туннелей для использования энергии горных рек. Одно из водохранилищ вместит воды в девять раз больше, чем крупный океанский порт в Сиднее, в котором без труда маневрируют огромные лайнеры.

Город Адаминаби переехал на девять километров дальше и спокойно притулился на холме, когда старая территория города была залита водой. По кирпичику разобрали и перенесли старую церковь и ратушу, дома, эвакуировали даже мертвых, спокойно почивших на маленьком кладбище... В кронах деревьев, под которыми раньше ворковали влюбленные, сейчас играют рыбы, разведенные человеком в этом искусственном водохранилище.

На маленьком островке, выступающем из воды на искусственном озере Юкамбине, островке, который до недавнего времени был горной вершиной, резвятся два кенгуру, их спасли люди, когда вода стала подниматься.

...Каждый метр туннеля — это яростная борьба металла и гранита. Я смотрю, как в адском грохоте буров рождается новый участок туннеля внутри скалы. Со стен льет вода, под ногами чавкает, вереница грузовиков вязнет с тяжелым грузом, из-под колес брызжут струи грязи...

В поте лица реализуют австралийцы свою мечту о воде, стремясь утолить Великую Жажду. Их реки никогда не были объектом почитания, как Ганг, их не воспевали в легендах, как Вислу, Дунай или Рейн, они не рассекали великих городов, как Тибр, или Сена, или Шпрее. Зато их реки без пользы выбрасывали в океан 15 миллиардов литров воды. Столь необходимой воды! Если бы осадки, которые только в трех штатах вызывают локальные паводки или бесполезно пропадают в. море, направить на дно Ьысохшего озера Эйр, там расцвел бы рай на 960 тысячах гектаров, — вздыхают австралийцы.

Эти огромные работы имеют и своих яростных противников. «Ну и что из того? — говорят они. — Будет больше риса, больше фруктов, больше пшеницы. Хорошо. Мы выбрасываем сотни миллионов и собираем людей со всего мира, чтобы они возводили плотины. А кто у нас купит ту продукцию, которую мы дополнительно получим? Может юыть, желающие и найдутся, только чем они заплатят? Эти вложения буквально выброшены в грязь!»

Таким взглядам противостоит мнение людей, которые заглядывают уже в XXI век, думают о проблемах снабжения австралийцев будущих поколений. И когда в строй вступает очередная плотина или электростанция, то пожилые мужчины, которые помнят катастрофические засухи — бич этих краев, — забывают о принятом заранее церемониале торжеств. Они хлопают друг друга по широким спинам, хохочут, иногда даже кое у кого от волнения влажнеют глаза. Они совсем не стыдятся этого: столько лет они ждали, столько лет ждали этой минуты.

Перевела с польского Л. МАЛАХОВСКАЯ

73