Вокруг света 1975-05, страница 39

Вокруг света 1975-05, страница 39

южная граница Сахары сместилась далеко к югу, и в некоторых местах средняя скорость ее продвижения за десятилетие составила 50 километров в год...

Трудно описать страдания людей, чья родина оказалась иа пути пустыни. Земледелец, не только потерявший хлеб насущный, но и давно истративший оставленное на посев зерно, скотовод, лишившийся стада у последнего пересохшего водопоя... Эти люди теперь рассчитывают на помощь всего мира — без этой помощи десятки, если не сотни тысяч не дождутся урожая 1975 года.

Похоже на то, что влага, «принадлежащая» Африке, выпала в этом странном году совсем в других местах. Население западноевропейских государств не уставало жаловаться на невиданно «мокрое» лето и осень. Не только над традиционно туманным Альбионом, но и над ФРГ, ГДР, Австрией неделями не было клочка ясного неба.

В Карпатах надолго застрял циклон. В Венгрии в конце октября — начале ноября он вызвал нескончаемые ливни, и к концу ноября Венгрия временно потеряла 48 тысяч гектаров пахотной земли, скрытой реками и озерами.

И западные районы нашей страны тоже пережили немало. Газеты писали о тревожных днях Брестской области, где небывалое наводнение отрезало от внешнего мира сотни деревень. Всю последнюю десятидневку октября длился ливень, добравшийся до нас с просторов Атлантики. Припять и ее притоки покинули свои берега, заливая поля и леса, штурмуя дома и фермы. Оползень в Карпатах на неделю оборвал линию железной дороги, соединяющей Львов с Чехословакией. Западный Буг, Днестр и Стырь поднялись на 4 метра выше своего обычного уровня! Мйогие поля сахарной свеклы, картофеля, кукурузы в Черниговской, Винницкой, Житомирской, Львовской, Ивано-Фран-ковской, Волынской областях Украины, в Брестской и Пинской областях Белоруссии оказались под водой.

Вообще, слово «небывалое» стало частым гостем в эту осень: чуть ли не в каждом номере газеты запестрело: «небывало обильные снегопады и дожди обрушились на Кашмирскую долину в Индии...», «...небывало сильные дожди иа Сахалине (за сутки более месячной нормы) при ураганном ветре до 50 метров в секунду вызвали оползни, смыты десятки автодорожных мостов...», «...небывалые по интенсивности дож

ди в Бирме породили высокий паводок, дамбы и плотины обрушились, и 15 процентов рисовых посевов пришлось пересевать...».

Конечно, не все метеосообщения звучали как сводки с фронта боевых действий. В Среднем Поволжье, например, осень была необычно теплой, в Ульяновске загорали и в последних числах сентября, в Чебоксарах в середине октября неожиданно гремел «весенний» гром, а под Пензой в конце ноября... созрела малина! Или, скажем, декабрь 1974-го в Австрии: термометр непривычно высоко поднял свой столбик — до 16 градусов Цельсия. На деревьях в парках Вены появились почки, а зеленый ковер газонов так и не покрылся снегом. Да и в Праге иные зимние дни под Новый год были не холоднее... июльских. Двести лет не было ничего подобного!

Пора, однако, сделать попытку разобраться в том, что происходило.

С самого начала надо сказать, что дело это непростое. Несомненно, нет единой причины для всех редкостных событий, случившихся за это время. Скажем, падение метеорита весом в тонну, конечно, произошло по внеземным причинам и со всеми прочими чудачествами природы вообще не связано.

Ну а остальные феномены?

Прежде, однако, зададим себе такой вопрос: действительно ли 1974 год был в природном отношении исключительным? Казалось бы, да, это следует и из нашей неполной хроники. Тем ие менее ответ даже на столь простой вопрос не может быть однозначным.

Прежде всего, в минувшем году буйствовали не все стихии. Мы начали хронику с упоминания о землетрясении в Андах; тем не менее «бог подземелий» Плутон, в общем, продремал всю первую половину года:, да и позднее был не слишком активен — толчков с магнитудой восемь и более не случилось вообще. В 1972 году от землетрясений погибло десять тысяч человек; 1973 год унес шестьсот пятьдесят жизней. Если бы не толчок 28 декабря в Пакистане, погубивший более пяти тысяч человек, 1974 год тоже можно было бы считать сейсмически благополучным. Ведь и трагедия северного Пакистана была вызвана не столько силой толчка (магнитуда равнялась 6,5), сколько горным рельефаод местности, из-за чего лавины, обвалы и камнепады обрушились на деревни.

Итак, год 1974-й не во всех отношениях был аномальным. Но дело не только в этом. Само представление о росте числа катастроф

часто бывает ошибочным по причине одного чисто психологического заблуждения. А именно: в прежние времена не было глобальных средств связи. Поэтому известия о некоторых бурях, землетрясениях, наводнениях ие выходили за пределы того или иного района. Теперь все, где-либо случившееся мгновенно разносится по всем уголкам планеты. Да и вероятность, что тот или иной катаклизм затронет густонаселенные области, возросла. Наконец, чуткие сейсмографы, зоркие спутники, бдительные радары обнаружат землетрясение, ураган, извержение в таких дебрях, куда и сегодня не ступала нога человека. И все, все отложится в памяти человечества.

Поэтому 1974 год в отношении аномальных природных явлений можно считать необычным лишь по сравнению с довольно небольшим отрезком прошедшего времени.

Теперь о причинах. Ясно, что главной «пружиной» аномалий и бедствий были атмосферные, метеорологические процессы. Многочисленные потрясения в биосфере в большинстве случаев явно были вторичными, хотя «внутренние» причины полностью исключить нельзя: процессы в биосфере, как правило, развиваются циклами, чья периодичность обычно равняется пяти-шести или десяти-одиняадцати годам. И в этом можно видеть отголосок переданных через механизм атмосферы одиннадцатилетних циклов солнечной активности. '

Если бы мы знали все главные закономерности метеорологических процессов, имели бы полную картину зависимости их от Солнца, то уже в последних Числах 1974 года ученые могли бы сказать: иаложились, «вошли в резо-нанс», самовозбудились волны таких-то и таких-то циклов.

Или они могли бы сказать другое: естественные, природные процессы усилил сам человек.

Можем ли мы сбросить со счетов это предположение? Лет тридцать назад возникли опасения, что крупные искусственные водохранилища могут изменить климат. Действительно, они его слегка изменили — в прибрежных районах; глобального воздействия водохранилища ие оказали. Вообще человек еще ие так-то уж силен. Специалисты считают, что естественные перемены, вызванные появлением или исчезновением пятен на Солнце, раз в пять, а то и десять превышают все то, что могли бы сделать с климатом люди се- v

годня.

Но запыленность воздуха над

37

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Сколько килотров вен в человеке?

Близкие к этой страницы