Вокруг света 1975-05, страница 40

Вокруг света 1975-05, страница 40

К 30-летию со дня освобождения

Чехословакии

ПАВЕЛ ГРУША

ПАРТИЗАНСКИЕ ТОРЫ

В дни, когда в стране празднуют годовщину Освобождения, в Татры сходятся тысячи молодых людей — членов Социалистического союза молодежи, чтобы участвовать в традиционном восхождении на вершину Рысы.

Высокие Татры, Низкие Татры, Малая и Большая Фатра, Слан-ские горы, Рогаче, Оравска Магура, Карпаты — словацкие горы, словацкие леса. Колыбель словацкого народа, его твердыня, его гордость.

А в недобрые дни — его убежище.

Горы прятали благородного разбойника Яношика и его дружину, горы дали укрытие партизанам, в горах запылало пламя восстания.

...Вечером в горах запылали костры. Здесь я и записал рассказ бывшего партизана, подполковника Юрая Комлоша.

планетой за последние полвека возросла в несколько раз; оголились огромные территории; крупные промышленные центры стали «островками тепла» — температура в больших городах градуса на два-три выше, чем была еще недавно. От выбросов заводских газов и пыли меняются свойства атмосферы; она иначе реагирует на лучи солнца, иначе преломляет их, когда они отражаются от поверхности планеты. Влияние человека на климат уже нельзя сбрасывать со счетов.

Но как, насколько и в чем оно проявляется, мы, в общем, ие знаем. Может быть, оно пока неощутимо в масштабах планеты. А может быть, уже дает о себе знать. Не настолько, чтобы вызвать все необычные события того или иного года или даже значительную их часть. Думать так пока нет оснований. Но уже можно предположить, что где-то в чем-то деятельность человека повлияла на течение природных процессов. Так, некоторые специалисты связывают наводнение в Бразилии с резким уменьшением площади лесов на юге страны.

Но поскольку нам неизвестны, очевидно, еще многие закономерности климатообразования и развития метеорологических процессов, тот или иной вывод был бы сейчас преждевременным. Надо признать, что точного ответа, чем именно были вызваны исключительные природные события 1,974 года, мы пока не имеем.

Это пока. Искусственные спутники и радиолокаторы, электронные вычислительные машины и специальные «суда погоды» мобилизованы сейчас на раскрытие тайн природы. Многое уже стало ясно ученым, но еще больше они ожидают от международной Программы исследования глобальных атмосферных процессов, в которой сейчас участвуют метеорологи почти всех стран. И очень может быть, что еще в текущем десятилетии атмосфера наконец откроет нам свои наиболее сокровенные тайны.

...Точка в предыдущей фразе уже была поставлена, когда поступило сообщение: «Северо-за-падная Австралия. Ночь на рождество. Город Дарвин полностью разрушен ураганом».

Вот так Земля вступала в нынешний, 1975 год. Природа, как мы уже говорили, безразлична к календарям, у нее свой ритм и цикл событий.

Б. СИЛКИН, научный сотрудник Геофизического комитета АН СССР

осле войны я остался служить в армии. Шло время, понемногу "стали отходить в область воспоминаний партизанские годы.

И вдруг — через три года после освобождения — война неожиданно напомнила о себе. В сорок восьмом, когда я был уже капитаном, мне позвонил один товарищ по партизанскому отряду.

-— Ты знаешь, — говорит, — Лацко Комарек здесь. Сможешь приехать?

Я кричу в трубку:

— С ума ты сошел, что ли? Ведь Лацко погиб, когда мы прорывались на Ондавскую верховину!

— Так-то оно так, но только он здесь. Долго объяснять, ты приезжай побыстрее...

...С Ладиславом Комареком мы начинали наш партизанский путь вместе. Он был постарше меня и дезертировал из марионеточной армии. А мне тогда было 17 лет, и я ходил в гимназию. Осенью 1942 года приехал из города и пошел за грибами. Возвращаясь из ле

су, встретил трех незнакомых парней. Это были русские: Костя, Дмитрий и еще Сергей. Спросили меня, откуда я, а потом сказали, что хотели бы поговорить с отцом. Договорились, что вечером в десятом часу они придут, постучат в окно и на вопрос: «Кто там?», ответят по-русски: «Это дядя». Вот так мы и познакомились. Они скрывались в горах, а мы давали им продукты, одежду... Московское радио они к нам приходили слушать. Я для них собирал информацию у нас и в соседних деревнях.

Русские поселились в одной из хижин, которые ставят в лесу, когда жгут древесный уголь. В Сланских горах жгли уголь испокон веку, так что дыма всегда было хоть отбавляй. И разобрать, какой был партизанский, а какой уголь-щицкий, было очень трудно. Те трое, которых я встретил в лесу, были офицерами Красной Армии. Они бежали из лагеря и шли к своим на восток. В наших краях им удалось наладить контакт с подпольной партийной организацией, и на-

38