Вокруг света 1976-01, страница 25

Вокруг света 1976-01, страница 25

онге, что он понял из этой речи, он ответил:

— Он говорил об игле и о мытье ушей.

Племя, почти лишенное традиционных источников пропитания, ничему не научившееся от нашей цивилизации, вымирает.

Онге страдают от бесплодия и детской смертности, их число постоянно уменьшается.

БОЛЬШИЕ АНДАМАНЦЫ: ПОГИБШЕЕ ПЛЕМЯ

Еще печальнее судьба больших андаманцев, которые были самой значительной племенной группой архипелага. Были — до создания исправительной колонии в Порт-Блэр. В 1859 году они напали на

Во время охоты на черепах часами сидит охотник на корточках на носу лодки, внимательно всматриваясь в воду. Черепах осталось мало, и, чтобы найти их, требуется огромное терпение.

колонию в отчаянной попытке изгнать захватчиков. Битва луков и стрел против винтовок и пушек была заведомо неравной, и вскоре ревностная администрация занялась распространением «цивилизации» среди туземцев. Через некоторое время большие андаманцы покинули свои дома в джунглях, стали носить одежду и есть незнакомую пищу.

Расчистка лесов способствовала распространению малярии. Принесенные пришельцами корь, сифилис и трахома быстро уменьшили четырехтысячное племя больших андаманцев вдвое. Оставшиеся в живых превратились в калек и слепых. Из ста пятидесяти новорожденных, зарегистрированных между 1867 и 1870 годами, ни один не прожил дольше двух лет.

Администрация быстро приспособила «дикарей» к делу. Большие андаманцы получали опиум, табак и спиртные напитки за поимку беглых узников и за участие в карательных операциях против племени джарава, которое упорно держалось своего лесного образа жизни. Ко второй мировой войне

число больших андаманцев снизилось до сорока пяти.

Сегодня их двадцать четыре человека, и все они смешанных кровей: негрито, бирманской и индийской. Я посетил остров Стрейт, где они живут. Рядом с кучей кухонных отбросов, многовековой горы раковин и костей, оставленных их предками, стояли бетонные навесы без стен, построенные Департаментом общественных работ: жилье для больших андаманцев. Они не пользуются им, предпочитая свои собственные, крытые тростником хижины. За садом на поляне никто не ухаживает.

— Андаманцы никогда не работают в саду, — сказал мне работающий на острове этнограф. — Они ждут, чтобы правительство послало кого-нибудь. И они больше не поют и не танцуют...

СЕНТИНЕЛЬЦЫ: НЕПРИМИРИМОСТЬ

Имея перед собой такой наглядный урок — судьбу больших анда-