Вокруг света 1976-01, страница 73а для удовлетворения любопытства непосвященных Адмиралтейств-кол-легии надлежало разработать официальную инструкцию.. Итак, две инструкции. Причем одна официальная, для публичного показа. Но что же тогда следовало держать «в секрете» и особенно во время вояжа «во охранении»? КАРТА ПЕТРА I После славной виктории под Полтавой и не менее славных викторий на Балтике просвещенная Европа начала пересматривать свои взгляды как на личность царя Петра, так и на возможности его державы. Августейшие особы, титулованные дипломаты и маститые мужи науки разными способами пытались завоевать расположение русского монарха. Зная, сколь широк круг его интересов и какое большое значение он придает науке, Парижская академия избрала царя своим членом. Разумеется, для присвоения столь почетного звания требовались какие-то научные работы. И они были представлены. С участием Петра I была составлена карта Каспийского моря. Для французских географов она была откровением. Но в нашем повествовании речь пойдет о другой карте, которая была составлена на одном листе с картой Петра и по его указанию отправлена в Париж. На ней были изображены Камчатка, Чукотка, Аляска и пролив между двумя континентами. Известно, что Петр I свою репутацию в глазах научной Европы ценил как составную часть авторитета государства. Следовательно, предоставляя данную карту Парижской академии, он не сомневался в существовании пролива между Евразией и Америкой. Откуда же Петр I черпал эту уверенность? Ответ на этот вопрос может быть только одни: донесения казаков о возможности плавания из Северного Ледовитого океана в Тихий и о наличии «Большой земли к востоку от Чукотского носа» (мыса Дежнева), а также их карты были известны в Сибирском приказе. В первую очередь стоит отметить Семена Дежнева, который в 1648 году совершил морское путешествие из Колымы в Анадырь. Причем сам Дежнев дважды бывал в Москве, где отчитывался о результатах своей экспедиции и получил за заслуги звание атамана. Не следует также забывать Михаила Страдухина, Алексея Попова, Ив^на Козыревского, Владимира Атласова, Ивана Енисейского, Ти мофея Кобелева, Ивана Львова и других сибирских землепроходцев, которые исследовали и нанесли на карты обширные территории Восточной Сибири. Но Петр I располагал не только этими данными. Исследованиями этих земель занимались не только сибирские казаки, но и экспедиции, организованные в Москве и Санкт-Петербурге. И снова странности. В 1719 году геодезисты Иван Евреинов и Федор Лужии получили царскую инструкцию следующего содержания: «Ехать вам до Тобольска и от .Тобольска взять провожатых ехать до Камчатки и далее куды вам указано. И описать тамошние места...» Сохранившийся экземпляр этого документа изобилует исправлениями, вставками и зачеркнутыми местами, которые опять-таки показывают явное стремление авторов скрыть некоторые детали. «...сошлася ли Америка с Азией, что надлежит зело тщательно сделать не только сюйд и норд, но и ост и вест, и все на карту исправно поставить. Об отправлении нашем из Тоболска и о даче подвод и провожатых и протчего, в чем будет нужда. Сибирской губернии к ландратом и протчим управителям указ послан. 1719 января 2-го дня». То есть экспедиция должна была выяснить, «сошлася ли Азия с Америкой», а сибирские власти должны были оказывать ей всяческое содействие. В 1721 году Евреииов возвратился из экспедиции. Но все попытки сибирских властей выведать у него маршрут и итоги ее окончились безрезультатно. Только самому царю, с глазу иа глаз, доложил Евреинов о проделанной работе, и П$тр остался доволен. Однако никакой официальной информации на этот счет не последовало. Когда же историки «стряхнули пыль веков» с некогда секретных документов, вскрылся удивительный факт: экспедиция вообще не была в районе Берингова пролива. В действительности Евреинов и Лужин занимались обследованием Курильских островов и поисками морского пути в Японию. Вот, оказывается, куда им было указано ехать в негласной царской инструкции. ТАИНСТВЕННЫЕ СТРАНЫ ЗОЛОТА И СЕРЕБРА Вскоре после того как европейцы освоили морской путь в юго-восточную Азию и начали там свою колонизаторскую деятельность, Китай, Япония и Корея ввели режим строгой изоляции, который свел к минимуму контакты с «белыми дьяволами». Поэтому неудивительно, что европейцы XVIII века имели весьма приблизительное представление об этих странах. Так, например, в 1675 году русский посол в Пекине Николай Спафарий сообщал, что «на востоке в океан-море лежит остров зело велик имени Напония. И в том острове большее богатство, нежели в китайском государстве обретается, руды серебряные и золотые и иные сокровища...». Надо сказать, что, к великой зависти англичан, французов, испанцев, португальцев и других европейских купцов, японцы вели торговлю только с голландцами. Но и голландских коммерсантов ограничивали в передвижении, держали под конвоем и — о ужас! — заставляли попирать ногами святое распятие. Европейские завистники невольно задавались вопросом — как это набожные христиане идут иа подобные унижения и святотатство? Ответ напрашивался сам собой: коммерческая выгода. И как вывод: японцы чудовищно богаты, и торговля с ними очень выгодна. Значит ли это, что никто из прочих европейцев не вступал в контакты с населением Японских островов? Разумеется, нет. Хотя бы потому, что абсолютная изоляция от внешнего мира целого государства — вещь практически невозможная. Не контролируемые властями встречи японцев с иностранцами имели место. Например, японские мореплаватели терпели бедствие у побережья Сибири, Курильских островов или Камчатки, и казакам случалось оказывать им помощь. Именно от этих спасенных моряков и купцов узнавали русские люди диковинные новости. Оказывается, в стране Ниппон золото и серебро встречаются в изобилии. Им отделывают царские дворцы и храмы, из него же делают идолов-богов и посуду. Причем, дело не ограничилось рассказами. Были найдены и «доказательства» японского богатства. Так, например, в 1712 году казак Иван Козыревский обнаружил на разбитом японском судне «22 золотника, золото красного в плошках и в кусках — все с надписями на неведомом языке». В Москве очень заинтересовались этими сообщениями. Казакам было приказано доставлять спасенных японцев в столицу, и история сохранила имена некоторых из них: Санима, Денбей, Гонза, Сода. t Жизнь и деятельность этих людей в России достойны отдельного <i\ |